Толкования на Деян. 12:11

Свт. Иоанн Златоуст

Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский

См. Толкование на Деян. 12:1

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 11-18 И Петр быв в себе, рече: ныне вем воистинну, яко посла Бог ангела своего, и изъят мя из руки Иродовы, и от всего чаяния людей иудейских. Смотрив же прииде в дом Марии матере Иоанна нарицаемаго Марка, идеже бяху мнози собрани и молящеся. Толкнувшу же Петру во врата двора, приступи слышати отроковица именем Роди: И познавши глас Петров, от радости не отверзе врат, притекши же сказа Петра стояща пред враты. Они же к ней реша: беснуешися ли? она же крепляшеся тако быти. Они же глаголаху: ангел его есть. Петр же пребываше толкий: отверзше же видеша его, и ужасошася. Помаав же им рукою малчати, сказа им, како Господь его изведе из темницы. Рече же: возвестите Иакову и братиям сия. И изшед иде во ино место. Бывшу же дню, бе молва не мала в воинех, что убо Петру бысть

Ныне вем воистинну. Теперь, говорит, узнал, а не тогда. Ангелу угодно было, чтобы сердце Петрово наполнилось радостию вдруг и чтобы он понял то, что случилось, уже по освобождении. Смотрив же. Что значит: смотрив? Это значит, что, по размышлении, он увидел, что следует не прямо продолжать путь, а возблагодарив Благодетеля. А Иоанн, быть может, был не тот, который был постоянно с апостолами. Поэтому-то писатель и присовокупил его отличие, так как сказал: нарицаемаго Марка. Быть может, это - евангелист Марк, чрез которого, говорят, передал свое евангелие Петр; так как об евангелии от Марка говорится, что оно - Петрово евангелие. Это предположение оправдывается тем, что Петр и прочие апостолы проводили у него довольно времени. От радости не отверзе. Обрати внимание на благоговение отроковицы: от радости, говорится, не отверзе. Но это вышло прекрасно; иначе прочие, изумленные его неожиданным явлением, пожалуй, не поверили бы, что это - он, так как и при этом не хотели верить. Они же глаголаху: ангел его есть. Это - верно; потому что у каждого есть ангел. Со всяким верующим в Господа постоянно пребывает ангел, если только мы не отгоняем его злыми делами; потому что как дым заставляет удаляться пчел и как зловоние отгоняет голубей, так и смрадный и причиняющий много слез грех отдаляет от нас ангела. А они ожидали, что это - ангел, соображаясь с своим положением; потому что говорится: идеже еста два или трие собрани во имя мое, ту есмь посреде их (Мф. 18:20). А где Христос, там необходимо быть и архангелам и прочим силам. Рече же: возвестите Иакову и братиям сия. Как он нетщеславен! Не сказал: сделайте известным это всюду, но: - братиям. И изшед иде во ино место. Это - потому, что он не хотел испытывать Бога и вводить себя самого в искушения. Ангел же не говорил ему об этом; но тем, что оставил его молча и ночью извел его из темницы, дал ему позволение удалиться; так как апостолы сделали уже то, что было им повелено: «идите», говорится, «в храм, проповедуйте народу».

Толкование на Деяния святых Апостолов.