Толкования на Деян. 13:32

Свт. Иоанн Златоуст

И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса

См. Толкование на Деян. 13:16

Блаж. Феофилакт Болгарский

И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса

См. Толкование на Деян. 13:25

Ориген

И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса

Но пусть ответит нам Цельс, равно как и все, со злорадством разделяющие его возражения против нас, - неужели в самом деле можно уподобить тени осла все изречения иудейских пророков: и о месте рождения начальника (Владыки) всех живущих в правде и именующихся наследственным уделом Божиим (Втор. 32:9); и о Деве, зачавшей Еммануила; и о знамениях и всех этих чудесах, которые должен был совершить предвозвещенный (Спаситель), - о том, что быстро течет слово Его (Пс. 147:4) и по всей земле пройдет глагол Его апостолов, возвещающих о Его осуждении со стороны иудеев, о Его страдании и воскресении (Мих. 5:2; Пс. 18:4; Пс. 15:10; Ис. 53:5). Да неужели обо всем этом говорили пророки так себе, без всякого убеждения? Неужели не убеждение побуждало их не только говорить, но и признать слова свои заслуживающими занесения в Писание? Неужели столь великий народ, как иудейский, издавна снискавший собственное место обитания, без всякого достаточного основания одних пророков признал истинными, а других отверг как ложных пророков? Неужели не было у иудеев никакого основания, когда к книгам Моисея, признанным священными, они сопричислили также и речи тех, которых они впоследствии признали пророками? Да разве люди, обвиняющие иудеев и христиан в глупости, могут убедить нас в том, что народ иудейский мог существовать без какого бы то ни было знания о будущем? И что языческие народы, жившие рядом с ними, согласно отеческим преданиям имели веру, что они получают гадания и предвещания от тех, кого они признают богами, - и только эти иудеи, наученные относиться с презрением к языческим богам и считать их не за богов, а за демонов (ведь их пророки говорили им: все боги народов - идолы (Пс. 95:5), наоборот, будто бы одни только и не имели никакого человека, который признавался бы у них пророком и мог бы отвратить их от стремления обращаться к существовавшим у других народов демонам при их желании узнать будущее? Сам посуди, неужели не вызывалось самою необходимостью, чтобы весь этот народ, которого учили презирать богов остальных народов, во множестве имел пророков, которые в своем отечестве могли бы давать откровения, даже более возвышенные и превосходящие по своему качеству оракулы всех других мест?

Против Цельса.

Лопухин А.П.

Ст. 32-33 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя

Доказательства истинности воскресения Христова показаниями непосредственных свидетелей-очевидцев Павел считает недостаточными для обыкновенных людей, но зато он не считает их единственными и указывает сильнейшую поддержу их в самом Свящ. Писании. Воскресение Иисуса представлялось необходимейшим условием исполнения обетовании о Нем Божиих, из которых одно гласило: «Сын Мой еси Ты. Аз днесь родих Тя» (Пс. 2:7). Это учение о Богосыновстве Мессии как бы логически требовало Его воскресения, утверждаясь и само на нем, как неопровержимое заключение из Своих посылок.