Толкования на Деян. 15:20

Свт. Иоанн Златоуст

а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе

См. Толкование на Деян. 15:13

Блаж. Феофилакт Болгарский

а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе

См. Толкование на Деян. 15:13

Прп. Макарий Великий

а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе

И апостолы, законополагая Духом (Святым), установили так, чтобы ничем не беспокоить обращенных из язычников, повелев (им) воздерживаться лишь от того, от чего воздерживаться (наиболее) необходимо: от блуда, идоложертвенного, удавленины и крови, умолчав, по великой и безмерной доброте своей и сострадательности, об обилии заповедей. Облегчая (иго) их духовного младенчества, апостолы желали, чтобы они сначала только пришли к вере, оставив идолослужение; лишь потом, понемногу внимая Слову Истины, (обращенные из язычников) могли удостоиться назидания относительно более важных заповедей, (возжелав) устремиться к духовному возрастанию.

Великое послание.

Ориген

а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе

Объяви Аарону и сынам его и всем сынам Израилевым и скажи им: Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее, потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови (Лев. 17:10-12). Итак, ты видишь, что этот закон о крови, который был дан как сынам Израиля, так и пришельцам, соблюдается также и нами, которые, будучи из язычников, через Иисуса Христа верим в Бога. Писание обычно называет нас прозелитами и пришельцами, говорит о нем: Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже (Втор. 28:43). Значит, даже сама Церковь язычников приняла закон о крови, общий с сыновьями Израиля. Ведь так понимая написанное в законе, тогда блаженный этот собор апостолов определил, давая язычникам догматы и постановления, чтобы они воздерживались не только от оскверненного идолами и от блуда, но и от удавленины и крови. Возможно, ты будешь искать стих, где говориться как о воздержании от крови, а также и от удавленины, был ли дан закон одновременно сынам Израиля и пришельцам, так как язычники решают соблюдать даже это постановление апостолов. Услышь, как предусмотрительно говорится об этом в Божественных законах: Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею, ибо душа всякого тела есть кровь его (Лев. 17:13-14).

Гомилии на Послание к Римлянам.

Беда Достопочтенный

а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе

Это было позволено верующим из язычников в качестве самих первооснов веры, поскольку они укоренились в язычестве; но чтобы не считалось, что этого достаточно для людей более совершенных, он бдительно добавляет…

Изложение Деяний Апостолов.

Лопухин А.П.

а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе

«От оскверненного идолами», т. е. от мяса идоложертвенного (ср. 29 ст. ), мяса языческих жертв, которое могло предлагаться или в домах язычников, или в продаже на рынках, или же, наконец, на пиршествах языческих (ср. 1 Кор. гл.8).

«От блуда» - одного из самых распространенных языческих пороков, противного одинаково закону Моисееву и христианскому (1 Кор. 6:13-18).

«От удавленины» - животного, удавленного, без выпущения из него крови, что воспрещено Моисеем (Лев. 17:13-14; Втор. 12:16,23).

«От крови»- от употребления ее в пищу (Лев. 3:17; 7:26; 17:10; 19:26; Втор. 12:16, 23; 15:23). Законы Моисеевы о сем были так строги, что виновные в употреблении крови животных и удавленины предавались истреблению из народа, кто бы ни был виновный - природный еврей или пришелец (Лев. 17:10-14). Невоздержание от всего этого обращающихся в христианство язычников вызывало бы в евреях крайнее отвращение к ним и подавало бы немало поводов к смущениям, соблазнам и всяким неустройствам. «Хотя это касается предметов телесных, но необходимо воздерживаться от них, потому что они производили великое зло» (Злат., ср. Феофил.).

«Чтобы не делали другим того, чего себе не хотят». Это изречение, основанное на изречении самого Господа (Мф. 7:12; Лк. 6:31), находится лишь в немногих древних рукописях и в этом месте, и в ст. 29. А в дальнейшем месте (Деян. 21:25), где Иаков и пресвитеры иерусалимские напоминают о постановлении собора Павлу, означенное изречение совсем не упоминается. И св. Златоуст не приводит его.