Толкования на Деян. 15:28

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого

См. Толкование на Деян. 15:13

Свт. Кирилл Иерусалимский

Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого

Этим писанием они ясно показали, что хотя оно писано было апостолами-человеками, но действием Святого Духа является оно законом для вселенной, и этот закон приняли те, кто был с Варнавой и Павлом, и сделали его действительным во всем мире.

Огласительные слова для просвещаемых.

Прп. Иустин (Попович)

Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого

В Богочеловеке, в Его действовании и Его Теле — Церкви — Бог всегда на первом месте, а человек — на втором; все всегда решается Богом, а не человеком. В этом сущность и всеобщее мерило Вселенской Церкви. Поэтому к каждому вопросу должно приступать «со страхом Божиим, верою и любовью». Церковь — это Богочеловеческий организм, и только после этого — организация. Она — Тело Богочеловека, поэтому в ней на все нужно прежде всего смотреть, все видеть и все измерять Богом, а затем человеком и, наконец, человеком из Богочеловека. Но никогда — только человеком, никогда «по человеку». Значит, всегда, всегда и всегда должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5:29). Когда это ставится под вопрос, тогда и первоверховному апостолу Петру — лично противостоим (см.: Гал. 2:11). Здесь вечно и неизменно действует Богодухновенное, апостольское начало созидания и жизни Церкви: Угодно Духу Святому и нам, т. е. сначала Дух Святой, а затем мы; мы после Духа Святого, и в Духе Святом, и с Духом Святым.

Подвижнические и богословские главы.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 28-38 Изволися бо Святому Духу и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы, разве нуждных сих: Огребатися от идоложертвенных и крове и удавленины и блуда: и, елика не хощете вам быти, другим не творите: от нихже соблюдающе себе, добре сотворите, здравствуйте. Они же убо послани бывше приидоша во Антиохию: и собравше народ, вдаша послание. Прочетше же возрадовашася о утешении. Иуда же и Сила, и тии пророцы суще словом мнозем утешиша братию, и утвердиша. Пребывше же тамо время, отпущени быша с миром от братий ко апостолом. Изволися же Силе пребыти тамо: Иуда же возвратися во Иерусалим. Павел же и Варнава живяху во Антиохии, учаще и благовествующе слово Господне, и со инеми многими. По неких же днех рече Павел к Варнаве: возвращшеся подобает посетити братию нашу во всех градех, в нихже проповедахом слово Господне, како пребывают. Варнава же восхоте пояти с собою Иоанна нарицаемаго Марка: Павел же глаголаше: отступлшаго от нас от Памфилии, и не шедшаго с нами на дело, на неже послани быхом, не пояти сего с собою

Изволися Святому Духу. Да не подумают, что это дело человеческое. Что же касается того, что прибавлено и нам, так это для того, чтобы узнали все, что и они, обрезанные, этого именно мнения относительно вопроса об обрезании. Разве нуждных сих. Показывается, что нет ничего такого, чего недоставало бы верующим; напротив с них довольно того, чтобы огребатися от идоложертвенных и т. д. Выражением же: огребатися от удавленины, запрещается убийство. И собравше народ, вдаша послание. Преуспеяние учеников - вот в чем утешение для учителей! Возвращшеся подобает посетити. Следует заметить, что долгом руководителей было заботиться о тех, кого они просветили светом Евангелия, - испытывать, здравы ли они верою, не храмлют ли и не следует ли их исправить.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Ориген

Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого

Ведь в тех наставлениях, в которых он говорит, что никакого более бремени не надо возлагать на верующих из язычников, кроме как чтобы они воздерживались от идоложертвенного и крови, и удавлененны, и блуда, не запрещается человекоубийство, прелюбодеяние, воровство, сожительство мужчин и прочие преступления, которые караются божественными и человеческими законами. Поэтому, если он говорит, что христиане должны соблюдать только то, о чем он упомянул выше, то покажется, что на остальное он дал им разрешение. Но посмотри на указание Святого Духа: так как даже прочие преступления этого мира наказываются законами, то казалось, что излишне запрещать теперь божественными законами то, что карается человеческими законами. Он постановил только то, о чем человеческий закон ничего не сказал, и то, что, как казалось, согласуется с религией.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Беда Достопочтенный

Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого

То есть так захотел Святой Дух, Который, будучи Судьей Своей силы, дышит, где хочет (Ин. 3:8), и говорит, что хочет; так захотели и мы, не по своему единственному желанию, но по вдохновению того же Духа.

Изложение Деяний Апостолов.

Лопухин А.П.

Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого

«Ибо угодно Святому Духу и нам» - решение собора есть изволение Святого Духа, причем действие Духа Божия нисколько не стесняет и не нарушает полной самостоятельности рассуждений и мыслей собравшихся относительно спорного вопроса «Духу Святому, - говорит св. Златоуст и по нем Феофилакт, - сказано для того, чтобы не подумали, что это человеческое учение, а нам для того, чтобы внушить, что и они сами принимают это, хотя и принадлежат к обрезанным…» «Замечательно, говорит также Феофилакт, что ни Петр, ни Иаков не дерзали, без всей церкви, постановить определения об обрезании, хотя признавали это нужным. Но и все вместе не положились бы на себя самих, если бы не были убеждены, что так благоугодно и Духу Святому».

«Никакого бремени» - ничего из обрядов и установлений Моисеева закона (ср. ст. 10).

«Будьте здравы» - обычное в письмах греков и римлян приветствие в заключение письма (Деян. 23:30).

«Смотри, говорит Златоуст, как кратко послание и не заключает в себе ничего лишнего, ни хитросплетений, ни умозаключений, но только определение: в нем содержалось законоположение Духа…»