Толкования на Деян. 16:3

Свт. Иоанн Златоуст

Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин

Сам блаженный Павел, уничтожая обрезание, когда собирается посылать Тимофея в качестве учителя для иудеев, сначала обрезывает его, а потом уже послал. Сделал он это, чтобы он был благосклонно принят слушателями, и, благодаря обрезанию оказавшись среди них, разрушил бы обрезание. Но причину этого знал сам Тимофей, но ученикам не сказал. Потому что если бы они узнали, что из-за того он [Павел] обрезал, чтобы разрушить обрезание, то не слушали бы его речей, и вся польза пропала бы. Теперь их неведение весьма им помогло, потому что они приняли его [Тимофея] и его учение благосклонно и легко, так как сочли, что он делает это как хранитель закона. Приняв и понемногу научаясь, они отошли от ветхого. Этого бы не произошло, если бы с самого начала они узнали причину [обрезания], если бы они узнали, то отвернулись бы от нее, а отвернувшись, остались в старом заблуждении.

Катены на Деяния Апостолов .


Что делаешь ты, блаженный Павел? Словом уничтожаешь обрезание, а делом снова поддерживаешь его? Не поддерживаю, говорит он, но уничтожаю его делами. Тимофей был сын жены иудейской верной, а отцом имел эл­лина, из рода необрезанных. Но так как Павел намеревался послать его учителем к иудеям, то не хотел посылать его необрезанным, чтобы с самого начала не заградить дверей учению. Таким образом, пролагая путь к уничтожению обрезания и откры­вая путь учению Тимофея, он совершил над ним обрезание, чтобы уничтожить обрезание. Поэтому он и говорит: «для Иудеев я был как Иудей» (1Кор.9:20). Не для того Павел сказал это, чтобы быть иудеем, а чтобы убедить остававшихся иудеями не быть больше иудеями. Потому он и обрезал Тимофея, чтобы уничтожить обрезание. Итак, обрезанием он воспользовался против обрезания. И Тимофей принял обрезание для того, что­бы он мог быть принят иудеями, и чтобы, пришедши мало-помалу отклонить их от соблюдения обрезания. Видишь ли, для чего Павел соблюдал и пятидесятницу и обрезание?

Беседа о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви.

См. также Толкование на Деян. 16:1

Свт. Григорий Богослов

Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин

В продолжение веков были два знаменитых преобразования жизни человеческой, называемые двумя заветами и, по известному изречению Писания, потрясениями земли (Агг. 2:6-7). Одно вело от идолов к закону [Моисея], а другое от закона – к Евангелию. Благовествую и о третьем потрясении – о преставлении от здешнего к тамошнему, непоколебимому и незыблемому. Но с обоими заветами произошло одно и то же. Что именно? Они вводились не вдруг, не по первому приему за дело. Для чего же? Нам нужно было знать, что нас не принуждают, а убеждают. Ибо что непроизвольно, то и непрочно, как поток или растение ненадолго удерживаются силой. Добровольное же и прочнее, и надежнее. И первое есть дело употребляющего насилие, а последнее собственно наше. Первое свойственно насильственной власти, а последнее – Божию правосудию. Посему Бог определил, что не для нехотящих должно делать добро, но благодетельствовать желающим. Потому Он, как детоводитель и врач, иные отеческие обычаи отменяет, а другие дозволяет, попуская иное и для нашего услаждения, как врачи дают больным врачевство искусно приправленное чем-нибудь приятным, чтобы оно было принято. Ибо нелегко переменить, что вошло в обычай и долговременно было уважаемо. Что же разумею? То, что первый завет, запретив идолов, допустил жертвы; а второй, отменив жертвы, не запретил обрезания. Потом, которые однажды согласились на отменение, те уступили и уступленное, одни – жертвы, другие – обрезание, и стали из язычников иудеями и из иудеев христианами, будучи увлекаемы к Евангелию постепенными изменениями. В этом да убедит тебя Павел, который от обрезания и очищений простерся уже к тому, что сказал: За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание (Гал. 5:11)? То было нужно для домостроительства, а сие – для совершенства.

Слово 31.

Блж. Августин

Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин

Сам Павел, обрезав Тимофея или исполнив обет в Кенхреях (Деян. 18:18), или по предложению Иакова в Иерусалиме приняв участие в установленных законом обрядах (Деян. 21:23-24), сделал это не для того, чтобы казалось, что через эти установления дается также христианское спасение, но чтобы не считалось, что то, что Бог установил в первые времена в качестве прообраза будущих событий, он осуждает как языческое идолопоклонство. Ведь это то, что ему говорит Иаков, что было услышано о Павле: что он учит отказаться от Моисея, что было особенно непозволительно, чтобы верующие во Христа отказывались от Христова пророка, словно отклоняя и осуждая его учение, о котором Сам Христос сказал: Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне (Ин. 5:46).

Послания.

Блж. Феофилакт Болгарский

Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин

См. Толкование на Деян. 16:1

Климент Александрийский

Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин

Все, что у него на уме, Павел рассказывает тем, которые достойны это услышать, слова свои и жизнь соразмеряя с велением разума. Ибо мысли его и слова истинны, за исключением таких случаев, когда с лечебной целью, подобно врачу, скрывающему истину от больного ему на благо, он может, согласно софистам, обмануть или произнести ложь. Так, например, благородный апостол обрезал Тимофея, утверждая устно и письменно, что обрезание, осуществленное руками человека, не имеет никакого значения (Рим. 2:25). Для того чтобы не отвратить тех из иудеев, которые оказались невольными слушателями, от понимания заповеди обрезания сердца через веру, чтобы они не отпали от синагоги, он для иудеев был как иудей, чтобы приобрести иудеев (1 Кор. 9:20). Тот, кто соглашается на нечто ради своих ближних (взяв на себя этот труд ради их спасения), воздерживается от какого-либо лицемерия, зная об опасности подобного поведения для праведных людей, которая угрожает со стороны тех, кто им завидует, поэтому он никого не принуждает. Только лишь для блага своих ближних он поступает так и, если бы все это касалось только его самого, он никогда бы не стал делать этого. Такой человек всецело предан Церкви, ради учеников, которых он сам породил в вере. Он является примером для тех, кто в силах принять возвышенные наставления человеколюбивого и боголюбивого наставника, живым подтверждением истины слова, опытом любви к Господу. Он неподвластен страху, верен своему слову, неутомим в трудах и никогда не испытывает желания произнести лживое слово, в полной мере оставаясь безгрешным. Ведь лживое слово, произнесенное со злым умыслом, не является просто словом, но представляет собой действие, которое несет вред.

Строматы.

Ориген

Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин

Возможно, некогда верно было указано, что и истинный поклонник, поклоняющийся в духе и истине (Ин. 4:23), совершает некие символические знаки, чтобы порабощенных символом наилучшим образом освободить и привести их к истине, которую эти символы означают. Так Павел поступил с Тимофеем, и, возможно, в Кенхреях и Иерусалиме, как написано в Деяниях Апостолов (Деян. 18:18-22; 21:23-24).

Гомилии на Евангелие от Иоанна.

Беда Достопочтенный

Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин

Павел не верил, что образы закона, даже при свете Евангельской истины, принесут какую-либо пользу, но он обращался к закону, чтобы из-за язычников не отступили от веры иудеи, для которых, однако, постепенно нужно было убирать древнюю завесу, как и для язычников – порочность древних нравов, как было сказано выше. Ведь тени этого закона, некогда установленные Господом, использовались апостолами в те времена для того, чтобы отвратить иудеев от неверия, в то же время святые никогда не обращались к языческому учению, признанному сатаной истинным.

Изложение Деяний Апостолов.

Лопухин А.П.

Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин

«Его пожелал Павел взять с собою» – в спутники и сотрудники в деле проповеди. Кроме выдающихся качеств Тимофея, Павел – и по его рождению, делавшему его принадлежащим равно и язычникам, и иудеям – находил его особенно удобным для своей апостольской деятельности среди тех и других. «Взяв – конечно, с его согласия – обрезал его ради иудеев», очевидно, сам, а не через другого кого, что позволялось каждому израильтянину. Для чего апостол решился на такой необычайный поступок с христианским юношей, по-видимому, вопреки и своим убеждениям, и постановлению апостольского собора? (Деян. 15:29). «Ради иудеев», т. е. еще не обращенных ко Христу, которых могло смущать и отвращать от христианства то обстоятельство, что помощник апостола – необрезанный… Таким образом, поступок Павла объясняется не догматическими побуждениями, а мудрою приспособляемостью Павла – «быть всем для всех, чтобы всех спасти, быть для Иудеев иудеем, чтобы приобресть иудеев» (1 Кор. 9:20-22).

Не стоит в противоречии с постановлениями апостольского собора данный поступок и потому, что он был действием совершенно добровольным со стороны как Павла, так и Тимофея.

«Достойна великого удивления мудрость Павла, говорит Феофилакт. Он, который так ратовал против обрезания язычников и который давал толчок всему, пока не решили вопроса, обрезал своего ученика… В каждом деле он имел в виду пользу и ничего не делал без цели. Ради иудеев; потому что они никак не решились бы слушать слово Божие от необрезанного…»

Толковая Библия.