Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели
Он потряс темницу, чтобы сокрушить мысли неверных, чтобы освободить темничного стража и чтобы возвестить слово Божие. Ты увидел, как природа оков разбивает оковы. Подобно тому, как смерь Господа умертвила смерть, так и оковы Павла освободили пленных, потрясли темницу, открыли двери. Однако это была не природа оков, но противоположная ей: держать связанного в безопасном месте и не открывать стены для него. Но это не природа оков вообще, а оков ради Христа.
Катены на Деяния Апостолов.
См. Толкование на Деян. 16:25
Посмотри на внезапное действие их песнопений и как они, находясь в темнице, будучи связаны колодкою и поставлены наряду с мошенниками и преступниками, не только не потерпели никакого вреда, но еще больше просияли от этого и светом собственной добродетели озарили всех, бывших в темнице, потому что голос священных песней их, входя в душу каждого из узников, изменял ее, так сказать, и преобразовывал. Вдруг, говорит дееписатель, сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Видишь ли силу песнопений Богу? Не только сами, возносившие песнопения, получали утешение, но и сделали то, что со всех оковы спали, чтобы на самом деле видно было, как любящим Бога, все содействует ко благу. Вот и удары, и темница, и колодка, и пребывание с преступниками, – и, однако все это сделалось причиною благ и поводом к славе, не только для апостолов и бывших в темнице узников, но и для самого темничного стража.
Беседа на слова апостола: знаем, что любящим Бога все содействует ко благу.
Для чего Бог поколебал темницу? Он хотел возбудить в темничном страже внимание к происходившему; разрешил чувственные узы связанных, чтобы разрешить духовные узы темничного стража.
Наоборот сделал Христос. Когда пришел к нему человек расслабленный, страдавший двояким расслаблением, греховным и телесным, тогда Он наперед разрешил его от расслабления греховного, сказав: «чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк.2:5), а потом, когда некоторые сомневались, богохульствовали и говорили: «кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк.2:7), Он, желая показать им, что Он есть истинный Бог, желая осудить их собственными их словами, чтобы можно было сказать: «твоими устами буду судить тебя» (Лк.19:22), говорит: ты сказал, что никто не может отпускать грехи, кроме одного Бога; вот я отпускаю грехи; исповедуй же мое Божество; осуждаю тебя твоими же словами (Мк.2:10–12). Там сначала духовное разрешение, а потом чувственное; а здесь наоборот, разрешены сначала чувственные узы, а потом духовные.
Беседа в Великую Седмицу.
Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели
См. Толкование на Деян. 16:22
Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели
См. Толкование на Деян. 16:25
Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели
См. Толкование на Деян. 16:24