Толкования на Деян. 16:33

Свт. Иоанн Златоуст

И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его

Будем и мы всегда помнить об этом узнике, а не только о чуде. Что в том, скажут эллины, что он, будучи узником, вразумил темничного сторожа? Кого, скажут, и можно было убедить, как не человека грубого, жалкого, не отличавшегося умом, преисполненного пороков, удобоубеждаемого? К этому прибавляют: вообще, кто веровал, кроме кожевника, порфиропродавщицы, евнуха, темничного сторожа, рабов и женщин? Но что они скажут, если мы укажем на сановников, на сотника, проконсула и других с того времени доныне, даже на властителей и царей? Впрочем, скажу нечто другое, большее этого; посмотрим на тех же простых людей. Что же, скажут, здесь удивительного? Это и удивительно; если бы кто убедился в предметах обыкновенных, то это было бы нисколько не удивительно; но когда о воскресении, о Царствии Небесном, о жизни любомудрой говорят людям простым и убеждают их, это гораздо удивительнее, нежели убедить мудрецов. Если нет никакой опасности и кто-либо убеждает, то указывают на неразумие верующих; но когда говорят, например, рабу: если ты поверишь мне, то будешь в опасности, все будут твоими врагами, тебе должно будет умереть и претерпеть множество бед, и при всем том уловляют душу его, то это уже не от безумия. Если бы учение христианское служило для удовольствия, то справедливо можно было бы сказать это; если же раб научается тому, чего не захотели бы принять философы, то это высшее чудо. Представим, если угодно, того кожевника и посмотрим, о чем беседовал с ним Петр, или, если хочешь, того самого темничного сторожа. О чем говорил ему Павел? Говорил о том, что Христос воскрес, что есть воскресение мертвых, что есть Царствие, и скоро убедил этого, удобоубеждаемого человека. Что же? Не говорил ли ему также о жизни, о том, что нужно быть целомудренным, удерживаться от любостяжания, не быть жестоким и уделять другим из своего имущества? Убедиться и в этом, поистине, свойственно не безумной, но великой душе. Положим, что они принимали учение более по неразумию; но усвоить себе жизнь столь любомудрую - может ли это быть от неразумия?

Гомилии на Деяния Апостолов.

См. Толкование на Деян. 16:25

Блж. Феофилакт Болгарский

И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его

См. Толкование на Деян. 16:22

Беда Достопочтенный

И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его

Интересно многообразие событий: он сам измыл раны своего преступления с помощью тех, кому омыл раны.

Изложение Деяний Апостолов.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его

В то же время, как Павел и Сила возвещали стражу и домашним его учение о спасении чрез веру в Иисуса Христа, страж с своей стороны прилагал попечение о сих дивных узниках: он немедленно омыл раны их. Отселе видно, как тяжело были биты Павел и Сила: от побоев образовались на теле раны, которые теперь были омыты стражем. Выслушав наставление от проповедников Евангелия, и сам страж и все домашние его принимают крещение. Такое было благодетельное последствие чудесного потрясения земли и колебания темницы! Так скоро страж темницы и домашние его убедились в истине Евангельского учения и уверовали в Господа, Иисуса Христа!

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его

Омыл раны их, нанесенные им палками на площади, стараясь облегчить их страдания и как бы загладить вину побивших, или - по толкованию Златоуста - омыл, «воздавая этим благодарность и оказывая им честь».