Толкования на Деян. 17:27

Свт. Иоанн Златоуст

дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас

См. Толкование на Деян. 17:16

Прп. Максим Исповедник

дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас

Вопрос: Что означают слова: Не ощутят ли и не найдут ли Бога? Каким образом можно, ощущая, найти Бога?

Ответ: Кто не чувством зрит всякое телесно являемое служение закона, но созерцаниями ума рассматривает каждый из видимых символов, тот узнает богосовершенный смысл, скрытый в отдельном символе, и найдет Бога в этом смысле. Ради благой цели прикасаясь умной силой [к Нему], как бы [находящемуся] в грязи материи законнических предписаний, он найдет сокрытый в плоти закона драгоценный смысл, совершенно ускользающий от чувства. Подобным же образом кто естество зримых [вещей] не определяет одним только чувством, но умом мудро взыскует смысл в каждой твари, тот находит Бога и научается, исходя из произведенного [Богом] велелепия сущих, [познавать] их Причину.

Поэтому, поскольку ощущающему свойственна способность различения, то кто, как ведующий, постигает законнические символы и знающе созерцает являемое естество сущих, тот различает и Писание, и тварь, и самого себя: Писание [он разделяет] на букву и дух, тварь – на логос и внешнюю явленность, самого себя – на ум и чувство. Постигая дух Писания, логос твари и ум самого себя, нерасторжимо соединенные друг с другом, он, как знающий, находит Бога, как то и должно быть, – Бога, Который и в уме, и в логосе, и в духе; он устраняется от всего вводящего в заблуждение и расхищающего [нас] на бесчисленное множество мнений: я говорю о букве [Писания], явленности [твари] и чувстве, в которых существует различная противоположность количества и единицы. И если кто сметает букву закона, явленность зримых [вещей] и собственное чувство, сплетая их друг с другом, то тот слеп, закрыл глаза (2 Пет. 1:9) и хворает неведением сущих.

Вопросоответы к Фалассию.

Блж. Августин

дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас

Если бы это было сказано в отношении тела, то это можно было бы понять, как сказанное об этом телесном мире. Ибо и в отношении тела мы им живем, и движемся, и существуем. Поэтому в отношении ума, который был создан по образу Его, эти слова должны истолковываться некоторым более превосходным образом, то есть не чувственным, а умопостигаемым. Ибо что же есть, чего нет в Нем, о Ком говорит Божественное Писание: Ибо все из Него, Им и в Нем (Рим. 11:36). Итак, если все в Нем, то чем же может жить то, что живет; двигаться то, что движется; как не Тем, в Ком оно? Однако же все пребывает с Ним не таким образом, как было сказано Ему: Я всегда с Тобою (Пс. 72:23); и Он не есть со всем тем образом, каким мы говорим: «Господь с вами». Для человека поэтому было бы великим несчастьем не быть с Тем, без Кого он не может быть. Ибо, несомненно, он не без Того, в Ком он, но все же, если он не помнит, не понимает и не любит Его, он не с Ним.

О Троице.

Блж. Феофилакт Болгарский

дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас

См. Толкование на Деян. 17:22

Ориген

Ст. 27-28 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род»

Близок Ты, Господи, и все заповеди Твои – истина (Пс. 118:151). В другом месте Бог говорит: «Я – Бог вблизи, а не Бог вдали, говорит Господь» (ср. Иер. 23:23). Ибо сила Бога везде по слову творения и провидения. И зная это, Павел, обращаясь к афинянам, как написано в Деяниях, говорит: «Мы ищем Бога, находящегося недалеко от каждого из нас: ибо Им мы живем, и движемся, и существуем, и Дух Господа наполняет вселенную» (Прем. 1:7); вот таким образом Он приближается. Но если и мы не будем действовать, когда Он приближается, мы не насладимся Его близостью. Поэтому грешники далеко отстоят от Бога: Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут (Пс. 72:27), а праведник приближается к Богу. Ибо не только Творец находится с ними, но и они причастны Творцу; «Моисей один приближается к Богу, они же не приближаются» (см. Исх. 24:2). В соответствии со свободным выбором и совершенством, приблизившийся к Богу есть тот, о ком говорит Павел: А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6:17).

Палестинские катены на Псалом 118.


Для чуждых закона - как чуждый закона (1 Кор. 9:21); он пришел в Афины, нашел там философов; он не использовал пророческие слова или из закона, но, если у него было какое-то знание от полученного ранее образования, то, вспомнив о нем, он обратился к афинянам. Ибо он говорил, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: мы Его и род. Там для чуждых закона он стал чуждым закона, чтобы приобрести чуждых закона (1 Кор. 9:21). И снова он говорит: Проходя и осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедаю вам (Деян. 17:23). И через это он начинает передавать богопочитание. Для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона перед Богом (1 Кор. 9:21). Я не делал некое беззаконие тем, что соглашался с ними, но следил за самим собой, подзаконным Христу, чтобы приобрести чуждых закона (1 Кор. 9:21).

Гомилии на Первое послание Павла к Коринфянам.

Лопухин А.П.

дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас

Высшая цель человека и человечества – искание Бога, вступление в живое сердечное общение с Ним, для чего дарованы человеку не только такие верные руководства, как Слово Божие, но и собственные внутренние указания и влечения, от едва уловимых и осязаемых, до самых надежных и очевидных, объясняющихся столь непосредственною близостью Божества к каждому из нас.