Толкования на Деян. 17:28

Свт. Иоанн Златоуст

ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род»

См. Толкование на Деян. 17:16

Блж. Феофилакт Болгарский

ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род»

См. Толкование на Деян. 17:22

Климент Александрийский

ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род»

Из этого очевидно, что, цитируя строку из «Явлений» Арата, этими словами апостол показывает, что многие мнения эллинских философов он признает основательными. Кроме того, апостол указывает на то, что под именем неведомого Бога (Деян. 17:23) эллины описательно почитали Бога Творца, Которого им предстоит познать через Сына. «Ради этого, – говорит Писание, – Я и послал тебя к язычникам открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными (Деян. 26:18)». Итак, эллины – это слепцы, которым нужно было открыть глаза, чтобы в лице Сына они познали Отца, ведомого им до сих пор лишь по косвенным свидетельствам.

Строматы.

Ориген

ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род»

См. Толкование на Деян. 17:27

Беда Достопочтенный

ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род»

Этот стих, как сложный для понимания, должен быть объяснен словами блаженного Августина. Он говорит, что «апостол показывает, что Бог постоянно действует в том, что Он создал. Ведь мы находимся в Нем не как Его субстанция. Точно так же было сказано, что Он имеет жизнь в Самом Себе (Ин. 5:26), но, так как мы являемся нечто другим, чем Он, мы находимся в Нем только по той причине, что Он так делает, и это является Его действием, которым Он содержит все, и что Его мудрость твердо простирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу (Прем. 8:1), благодаря каковому расположению мы Им живем и движемся и существуем. Отсюда можно заключить, что, если бы Он перестал прилагать это Свое действие, то мы бы Им не жили, не двигались и не существовали» [Августин Иппонский, De Genest ad litteram].

Очень верно «мы называемся родом Божиим, не происходя от Него по природе, но будучи добровольно созданными Его Духом и таким образом воссозданные усыновлением» [Григорий Великий, Moralia in lob].

Изложение Деяний Апостолов.

Лопухин А.П.

ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род»

Им живем – Ἐν αὐτῷ… – точнее – в Нем (слав. «о Нем»), так что вне Его нет и не может быть ни жизни, ни движения, ни пространства, ни времени. Св. Златоуст поясняет это так: «Как бы указывает на подобный пример вещественный: как невозможно не знать воздуха, который разлит повсюду и находится недалеко от каждого из нас, или лучше - находится и в нас самих, так точно и Творец всего. Смотри, как Павел приписывает Ему все – и промышление, и сохранение, бытие, действие и продолжение. И не сказал чрез Него, но – что означает большую близость – в Нем (Им)».

Живем, движемся и существуем – усиленное выражение, означающее, что вне Бога никакого рода существование невозможно и представить.

Приводимые слова «некоторых стихотворцев» – мы Его и род находятся между прочим у Арата Киликийца, след., соотечественника Павлова, жившего в III в. до Рождества Христова в его астрономическом стихотворении (Φαινόμενα), откуда, по-видимому, они и взяты с буквальною точностью.

Подобное же изречение имеется у поэта Клеанфа, ученика Зенонова, (в его гимне Зевсу – мы твой род). И у того, и у другого из упомянутых поэтов имеется в виду собственно Зевс, но Павел таким же смелым ораторским приемом, как и выше (неведомому Богу), относит это изречение к Единому Истинному Богу, «разумея, по словам Златоуста, не то самое средство, которое тот (Арат) разумел – да не будет! – но применяя к Нему то, что собственно сказано о другом; равно как и жертвенник (с надписью «неведомому Богу!») он приписал Ему, а не тому, которого они почитали. Назвал нас родом божиим, т. е. самыми близкими родственниками, так как от нашего рода Бог благоволил на земле родитися. И не сказал: не должны вы непщевати подобно быти Божество злату или сребру, но употребил более смиренный оборот: не должны есмы!..»

«Смотри, как он заимствует доказательства и из того, что ими самими сделано и сказано…»