Толкования на Деян. 20:9

Свт. Иоанн Златоуст

Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым

См. Толкование на Деян. 20:1

Блаж. Феофилакт Болгарский

Седя же некто юноша, именем Евтих, во окне, отягчен сном глубоким, глаголющу Павлу о мнозе, преклонся от сна, паде от трекровника долу, и взяша его мертва

Отягчив сном слушателя, дьявол нарушил праздник. Юноша сидел на окне ночью; так велико было желание слушать. И достойно удивления, что, будучи юношею, он не был беззаботен, и отягчаемый сном не ушел, даже не испугался того, что его могут столкнуть; потому что он заснул не от невнимательности, а по требованию натуры.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Прп. Максим Исповедник

Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым

Что в Деяниях означает Евтих, упавший с третьего яруса во время беседы Павловой?

Всякий ум, который взошел на первый ярус, то есть делание, стал на втором, то есть естественном созерцании, и поднялся на третий, то есть [достиг] высоты богословия посредством неколебимой веры, а потом пренебрег словом Божиим и задремал, — [всякий такой ум] падает с того, что названо третьим ярусом. Если же слово учения, нисходящее к нему, найдет в нем что-то живое, и если он не вовсе умер от отчаяния, тогда он вновь оживляется посредством покаяния.

Вопросы и затруднения.

Беда Достопочтенный

Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым

«Евтих на еврейском языке означает безумный, на греческом же - счастливый». Первое соответствует тому, кто из-за стремления к удовольствиям, свойственного юношескому возрасту, упал с вершины добродетелей; второе - тому, кто благодаря схождению проповедника, возвратился к высшим добродетелям.

Изложение Деяний Апостолов.

Аратор

Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым

Только Евтих, не сохранив бдительного бдения и погрузившись в глубокий сон, выпал из окна. О губительное бесчувствие сна! О всегда предающаяся расслаблению душа и лишенная благ! В какие бедствия она впадает, ее удерживает ослепление, и она никогда не поднимет свою отяжелевшую голову к высшему. Не знает, как уберечься от опасности тот, кто может заснуть в присутствии Бога. И к такому оконному проему ты, юноша, стремишься, и в таком хаосе, где тебя поджидают опасности, ты пребывешь в расслаблении? Опасно для сохранения жизни выбирать высоко расположенные места и желать предаться глубокому сну на такой крутизне.

История апостолов.

Лопухин А.П.

Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым

Богослужебное собрание происходило в горнице третьего этажа, «ибо Церкви, замечает Златоуст, еще не было».

Юноша… Евтих… погрузился в глубокий сон, - как замечает Златоуст, «не по лености, а по естественной необходимости», которую не превозмогло внимание к столь необычно продолжительной беседе.

Поднять мертвым, т. е. осмотр упавшего заставил признать его мертвым.

Толковая Библия.