Толкования на Деян. 20:29

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада

См. Толкование на Деян. 20:17

Толкование на Деяния.


См. Толкование на Деян. 20:28

Беседа на апостольские слова: знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 29-31 Аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада: И от вас самех востанут мужие глаголющии развращеная, еже отторгати ученики в след себе. Сего ради бдите, поминающе, яко три лета нощь и день не престаях уча со слезами единаго когождо вас

Двоякое несчастие: с одной стороны то, что его не будет, с другой - то, что иные будут нападать и притом, - что особенно горько, - из вас самих. Тяжело бывает, когда происходит междоусобная война. Отторгати ученики в след себе. Цель еретиков стараться привлечь народ не к Господу, а к себе, чтобы польстить своему тщеславию, когда привлеченные ими будут носить имя того, или другого еретика, как от Манеса - манихеи, от Ария - ариане и другие виды ересей. Вот что значит отторгати ученики в след себе. Поэтому, умеряя, еще ранее, их ревность, Павел поносит и прощает тех, которые говорили, аз убо есмь Павлов, аз же Аполлосов (1 Кор. 1:12).

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Ориген

Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада

Но если ты дотронешься до пойманного диким зверем, то будешь нечист (Лев. 5:2). Кто есть дикий зверь? Лев или волк, похищающий людей или животных? Я думаю, что дикий зверь - это тот, о ком говорит апостол Петр, что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою (1 Пет. 5:8-9). И опять, это те, о ком говорит апостол Павел: по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада. Значит, если ты увидишь пойманного этими дикими зверями, не следуй за ним, не прикасайся к нему, чтобы и ты не сделался нечистым. Кроме этого, существуют и другие нечистые животные, к трупам которых запрещено прикасаться. Нечистыми животными являются люди, находящиеся вне Христа, у которых нет никакого разума или благочестия. Значит, если ты увидишь их трупы, то есть грехи, говорит тебе Законодатель, не прикасайся к ним, не заражайся, не трогай.

Гомилии на Книгу Левит.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада

О том, что будут лжепророки и лжеучители, предсказывал неоднократно сам Иисус Христос (Мф. 7:15; 24:11, 24; Мк. 13:22, 23). Об этом святой Павел говорил и в других посланиях (1 Тим. 4:1, 2; 2 Тим. 3:1 и след.; 2 Сол. 2:3-12). Лжеучители, подобные лютым волкам, начали появляться в ограде Христовой Церкви очень рано. Апостол Павел в первом послании к Тимофею упоминает об Именее и Александре, отвергнувших веру и добрую совесть, которых он предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать (1 Тим. 1:19, 20). Иоанн Богослов упоминает в Откровении о развратных Николаитах, появившихся в церкви ефесской (Апок. 2:2, 6), о последователях Валаама – в церкви пергамской (ст. 14) и о лжепророчице в церкви фиатирской (ст. 20).

Внидут волцы тяжцы – лютые волки: так называются лжеучители потому, что, как волки, похищают овец из стада, чтобы погубить их, как волки, развращая своим лжеучением и порочною жизнью, погубляют увлекаемых ими. Иисус Христос о таких лжеучителях говорит: тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит (Ин. 10:10); волк расхитит их и распудит (ст. 12), волк расхищает овец и разгоняет их.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада

По отшествии моем. Представляется, что пребывание апостола среди малоазийских христиан было препятствием для волков вторгнуться в стадо, что они не смели напасть на это стадо, когда Павел был тут. Теперь апостол предсказывает «двоякое бедствие: и его не будет, и другие станут нападать…» (Злат.).

«Не просто сказал - волки, но прибавил лютые, желая выразить их силу и свирепость, а что всего тяжелее, эти волки, говорит, от вас самих восстанут: это особенно тяжко, когда бывает междоусобная брань…» (Злат. ). Под именем лютых волков здесь разумеются лжеучители, лжеучение которых хуже всякого внешнего гонения будет расхищать стадо Божие, развращая и погубляя не тела, а самые души верующих.

Нет сомнения, что Боговдохновенный взор апостола мог проникать в будущее без всяких указаний или признаков его в настоящем. Но, возможно, было и то, что само это настоящее уже носило в себе признаки тревожного будущего, что, может быть, еще укрывалось от других, менее проницательных, но не укрывалось от Павла. Он мог уже в это время примечать те семена, незаметные для других, из коих со временем должны были вырасти опасные плоды. Ефес был одним из центральных малоазийских пунктов, в котором приходили в соприкосновение важнейшие религиозные и философские системы востока и запада. Появления лжеучителей посему здесь естественнее всего было ожидать, особенно имея в виду то, что апостолу всего через каких-нибудь три года после сего уже пришлось писать против появившихся волков в Колоссах, а затем и в Ефесе (посл. к Тимофею). Следы появления лжеучителей в Ефесе в ближайшее к данному время подтверждаются также апокалипсическими письмами Иоанна Богослова, посланием Иуды и первым посланием Иоанна Богослова. Очевидно, предречение Ап. Павла исполнилось в точности.