Толкования на Деян. 23:2

Свт. Иоанн Златоуст

Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам

См. Толкование на Деян. 23:1

Блаж. Феофилакт Болгарский

Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам

См. Толкование на Деян. 23:1

Ориген

Ст. 2-3 Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня

В Деяниях написано, что некто, получив приказание от первосвященника Анании, ударил Павла. Павел же сказал: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! И до сих пор, руководствуясь словом беззаконного священника, эвиониты ударяют апостола Иисуса Христа оскорбительными словами. И Павел обращается к этому первосвященнику со словом, что Бог будет бить тебя. Этот первосвященник на поверхности является красивым и стеной подбеленной, а внутри полон костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23:27). Что же я говорю о Павле и Иеремии? Сам Господь мой, Иисус Христос, говорит: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис. 50:6). Непорочные узнали об этом только в тот единственный момент, когда Пилат бил Его кнутом, как решили о Нем иудеи. Я же вижу Иисуса каждый день предающим хребет Свой биющим. Войди в собрание иудеев и увидь, что Иисус там подвергается избиению хульными словами. Увидь же и пришедших из язычников, совещающихся против христиан, как они хватают Иисуса, а Он предает хребет Свой биющим. Пойми, что Слово Божие претерпевает оскорбления, поругания, ненавидимо неверующими. Увидь, что Он дал ланиты Свои поражающим и, уча, что если кто ударит тебя по одной щеке, обрати к нему и другую (Мф 5:39; Лк. 6:29), Сам делает то же самое.

Гомилии на Книгу Иеремии.

Лопухин А.П.

Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам

Первосвященник Анания – по Флавию, человек гордый и грубый (Флав. Археол. XX:8 и дал.), сын Неведея (Археол. XX:5, 2), преемник в этой должности Иосифа, сына Камила (там же, XX:1, 3; 5, 2), предшественник Измаила, сына Фаби (там же XX:8, 8, 11). Предшественником тогдашнего прокуратора Феликса – Квадратом он отправлен был в Рим для оправдания пред Кесарем во взведенных обвинениях (Археол. XX:6, 2; О войне Иудейской II:12, 6), – по возвращении, некоторое время сохранял свою должность, от которой был отставлен Феликсом, передавшим эту должность Измаилу, сыну Фаби.

По характеру и образу жизни это был самый развращенный из саддукеев самого худшего периода иудейских иерархов. История передает о его неразумном мщении самарянам и о далеко неблагородных средствах, употребленных им для избежания последствий участия в произведенных при этом убийствах. Талмуд для довершения этой мрачной характеристики Анании прибавляет, что Анания был грабитель-тиран, который своею ненасытною алчностью довел до нищеты низших священников, обсчитывая их в десятинах, и что он посылал своих любимцев с дубинами выбивать десятины силою.

Приказал бить его по устам. Вероятно, священнику не понравилось употребление слова «братия», допустимого только в обращении с равными, хотя Павел вполне мог сказать так, потому что сам был некогда членом Синедриона. Может быть также, слова апостола показались ему дерзким самохвальством и даже Богохульством, после того как Павел обвинялся в нарушении закона и осквернении храма. Как бы то ни было, поступок первосвященника был явным беззаконием, которое не должно было остаться без столь же сильного вразумления. Здесь был оскорблен не только закон, а и правда. Здесь была оскорблена и чистота совести апостола, и, наконец, личная честь его, как римского гражданина, и оскорблена самим судиею! Очевидно, резкое слово апостола нисколько не нуждается в оправдании: оправдание его в самих обстоятельствах дела. При том апостол «не хотел подвергнуться презрению тысяченачальника (по-видимому, здесь присутствовавшего, ср. 10 ст.). Если этот не осмелился бичевать его и хотел предать его иудеям, то, когда слуги стали бить его, тогда он явил еще большее дерзновение, обратился не к слуге, но к самому повелевшему» (Злат.).