Толкования на Еф. 2:15

Свт. Иоанн Златоуст

упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир

См. Толкование на Еф. 2:13

Свт. Феофан Затворник

упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир

См. Толкование на Еф. 2:14

Прп. Ефрем Сирин

упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир

См. Толкование на Еф. 2:11

Прп. Исидор Пелусиот

упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир

Велико превосходство Евангелия перед законом. Закон ограничивает человеколюбие одними единоплеменниками, а Евангелие распростирает его и на иноплеменников. Закон повелевает любить друзей, а Евангелие обязывает любить и врагов. Закон, как детям, предписывает правила, а Евангелие, как любомудрым, предлагает сверхъестественные учения. Сие-то значат слова, смысл которых желал ты узнать: закон заповедей ученьми упразднив. Упразднил не отринув, но возведя в высшее любомудрие. Ибо в заповеди не смотреть невоздержно тем паче заключается заповедь не прелюбодействовать, и в заповеди не гневаться содержится заповедь не убивать.

Письма. Книга II. Письмо 143 епископу Лампетию.

Прп. Максим Исповедник

упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир

См. также Толкование на Еф. 2:14

Блж. Феофилакт Болгарский

упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир

См. Толкование на Еф. 2:14

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 15-16 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем

Христос соделался охранителем мира; Он устроил, что уверовавшие из израильтян и из вас [язычников] составляют одно тело, и положил конец закону, который, подобно какой-то преграде, разделял вас друг с другом. Он прежде всего прекратил вражду к Богу, собственную плоть Свою отдав за нас в искупительную цену; а совершив это, уничтожил и то, что разлучало вас и их. Это выразил апостол словами: закон заповедей. Ибо Христос не отменил этих заповедей: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй на ближнего твоего свидетельства ложного, а также и эту: почитай отца и матерь твою, и эту: не пожелай жены ближнего твоего и сему подобного (Исх. 20). На это самое указал Владыка Христос желавшему узнать путь к жизни вечной (Мф 19:16-19). А учением апостол назвал евангельское учение, потому что в добровольном избрании заключается преуспеяние в усовершении себя. Ибо сказано: Кто может вместить, да вместит (Мф 19:12), и если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое (Мф 19:21)… А это − не законоположение, но дело добровольного избрания. Законополагает же Бог то, что в самом начале, создав естество наше, начертал в нем.

дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека

Примирил же [Христос] обоих, т.е. уверовавших из язычников и из иудеев, в одном теле (Еф 2:16), принесенном за всех, чтобы составили одно тело. А всех верующих назвал апостол одним человеком, потому что одна у всех Глава − Владыка Христос, тело же составляют сподобившиеся спасения.

Толкования на послания святого Павла.

Тертуллиан

Ст. 15-16 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем

Он рожден был новым от Девы Духом Божиим, дабы примирить с Богом и иудеев, и язычников − и те, и другие согрешили перед Ним, − дабы в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем (Еф 2:16). Таково примирение телом Христа, Который пострадал на кресте.

Против Маркиона.

Марий Викторин

Ст. 15-16 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем

[Христос примирил в Себе] души и высшее, т. е. вечное и духовное. Сам Спаситель, Который есть Дух, и Дух Святой, сошел в души и соединил их с духовным, и тем самым сделал сами души духовными, и в Себе Самом создал из двух одного нового человека. Но какой человек является новым? Тот, который духовен, ибо ветхий человек подобен животному и потому плотян.

Комментарий на Послание к Ефесянам.

Лопухин А.П.

упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир

Упразднив вражду плотию Своею. Правильнее будет слово «упразднив» относить к следующему выражению: «закон заповедей». Тогда выражение: «вражду» будет составлять приложение к предыдущему выражению: «преграду». Эту преграду Ап. точнее определяет как «вражду» − сначала, конечно, как вражду между Иудеями и язычниками, а затем и как вражду Иудеев против Бога, потому что закон на самом деле, производил только гнев в Боге по отношению к неисполнявшим этот закон Иудеям (Рим IV:15). − Закон заповедей учением. Так как Христос упразднил закон не учением Евангельским, а тем, что принес Себя в жертву за людей, приняв на себя назначенное им проклятие (Гал III:13), то очевидно, что русский перевод здесь не правилен. Кроме того греч. слово δόγματα, переведенное по-русски выражением «учение», на самом деле в Новом Завете нигде не употребляется для обозначения учения или мнения (П. Эвальд). Поэтому правильнее будет перевести рассматриваемое место так: «упразднив плотию Своею закон заповедей, выраженный в форме точных непререкаемых постановлений, (εν δίγμασιν)».

Христос именно упразднил, положил конец закону Моисееву (ср. Рим X:4), состоявшему в мелких предписаниях (заповедях), которые со всею строгостью, как предписания высшей государственной власти (ср. Лк II:1), определяли каждый шаг Еврея (ср. Кол II:14). − Плотию своею. Вражду между Иудеями и язычниками Христос уничтожил тем, что предал на смерть Свою плоть, т. е. Свою плотскую жизнь. «Пока Христос жил по плоти − говорит П. Эвальд, − Он был Сыном Давидовым (Рим I:3), посланным только к погибшим овцам дома Израилева (ср. Мф X:5 и сл. XV:24). С того мгновения, как Он оставил свою плотскую жизнь, Он вступил в состояние Сына Божия в силе (Рим I:4), стал возвещаем Иудеям и язычникам как такой, в Котором «правда без закона» дается всем без различия». − Дабы из двух… Здесь указана цель уничтожения «преграды». Христос в Самом Себе, как родоначальник нового человечества, создал нового человека, устрояя при этом мирные отношения между Иудеями и язычниками и также мир человека с Богом.

См. также Толкование на Еф. 2:11