Толкования на Еф. 3:11

Свт. Иоанн Златоуст

по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем

См. Толкование на Еф. 3:8

Свт. Феофан Затворник

по предложению век, еже сотвори о Христе Иисусе, Господе нашем

По предложению προθεσιν − предположению, предначертанию, в Божественном всеведении хранившемуся и в нем сокровенным бывшему. Век … от веков, вековому, предвечному. От века Бог предначертал все, как чему быть; теперь во Христе Иисусе приведено это в исполнение. «Предположил сие Бог прежде веков, сотворил же домостроительством Владыки Христа» (Феодорит). «Ныне совершилось, но не ныне определено, а предначертано издревле. По предложению век, то есть по предуведению веков, предвидев будущее, определил так» (Златоуст).

Еже, по-гречески ην, можно относить и к предложению век − προθεσιν, и к премудрости − σοφια. Это разности в смысле не делает. В Божественном предначертании всего, совершенного Господом, содержалась многоразличная премудрость, и Господь, исполнив сие предначертание, что другое явил, как не многоразличную премудрость? Он Сам о Себе свидетельствовал, что если говорит Он что, то говорит так, как слышал от Отца, и если делает что, делает, как видит (Ин. 5, 19) Отца творяща. Там, в предвечном совете заседал и Он, яко Бог, − и что тогда определили единогласным решением все лица Пресвятой Троицы, то все исполнил воплотившись, по тогдашнему определению, Единородный Сын Божий, Бог Слово.

Мысль сего текста дополняет сказанное выше, − всю речь, начатую 8-м стихом. Бог возложил на меня, говорит Апостол, особое служение, чтобы я благовестил язычникам неисследованное богатство Христово и всем раскрыл смотрение тайны сей, которую Бог от века скрывал в Себе, чтобы ныне наконец открыть ее, даже Ангелам чрез Церковь, все сие − в сообразность с вечным определением, которое исполнено ныне Иисусом Христом. − Вот как велико то, что для вас сделано, язычники. − Небо и земля приведены в движение, Ангельские умы просвещаются, услаждаются и изумляются созерцанием того. Помните же.

Или − по предложению век, − предвечному определению, − выражает ту особенно сторону дела, как оно открыто Ангелам. Сказавши, что Церковию, − всем, что в ней совершается, что ей вверено и что ею достигается, — сказывается Ангелам многоразличная премудрость Божия, теперь указывает как бы программу сказания сей премудрости, по какому плану идет это сказание, какого предмета касается. Как бы так: сказывается Ангелам Церковию премудрость, по предмету вечного определения, приведенного в исполнение Господом, или относительно этого. С сим совершенно согласуются и последующие слова.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем

См. Толкование на Еф. 3:1

Прп. Иустин Попович

Ст. 11-12 по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него

Все это так, ибо есть предвечное определение Божие, которое Бог Слово исполнил Своим воплощением и богочеловеческим домостроительством спасения. От начала и до конца все в этом определении непреходяще и логосно, исполнено многоразличной премудрости Божией. А с момента, когда Бог Слово стал человеком, стал жить и действовать как Богочеловек, в нем все богочеловечно. А значит и доступно для людей. Став человеком, Бог Слово соделал возможным нам как человеческим существам доступ к Себе. До этого далекий от людей из-за их грехов, Он стал им близок вочеловечиванием Своим, стал доступным, своим, сочеловеком и собратом, спасая нас от греха, смерти и диавола (ср. Евр. 2:14–18). С тех пор мы имеем дерзновение и доступ к Нему через веру в Него. Почему в Него? Потому что под верой понимается все Богочеловеческое домостроительство спасения мира, которое от начала и до конца совершил лично Он как Богочеловек: основатель и совершитель веры (Евр. 12:2). Дерзновение к Нему подает нам Его бескрайнее человеколюбие; ибо Он безгранично милостив, особенно к грешникам; и чем грешнее, тем сильнее, безграничней, Божественней Его милосердие, тем трогательнее, умилительней и преизобильней Его жалость.

Толкование на третью главу послания к Ефесянам святого апостола Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем

Хотя теперь только познана, говорит, мудрость того, что совершилось с нами, но оно издревле было предопределено. По предвечному определению, то есть по предведению будущих веков. Ибо Бог знал будущее и таким образом предопределил. Выражение которое Он исполнил во Христе Иисусе относится к мудрости или к домостроительству, которое совершил Отец чрез Сына. А Златоуст, читая вместо: ήν εποίησεν − которое исполнил, ων εποίησεν − «которые сотворил» (исполнил), говорит, что веки (т. е. века, время) Бог сотворил (или исполнил − εποίησεν) чрез Сына.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.

Марий Викторин

по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем

Отсюда явствует, каким образом тайна сокрыта в Боге, ибо Павел добавляет: по предвечному определению. Но по прошествии определенного времени и его завершении тайна должна быть явлена через присутствие Господа, в Котором она пребывала сокрытой. Ибо ей надлежало явиться через Того, в Ком она пребывала сокрытой.

Комментарий на Послание к Ефесянам.

Амвросиаст

по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем

Павел говорит: по предвечному определению Бога открыть тайну Свою ради спасения людей и явлен Христос, дабы познание тайны Божией давало смертным людям спасение. Бог изливает на верующих милость, которая подобна уготованным щедрым дарам грядущего Царства Христа.

На Послание к Ефесянам.

Лопухин А.П.

по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем

См. Толкование на Еф. 3:10