Толкования на Еф. 4:2

Свт. Иоанн Златоуст

со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью

См. Толкование на Еф. 4:1

Свт. Феофан Затворник

со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию

См. Толкование на Еф. 4:1

Прп. Ефрем Сирин

со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью

См. Толкование на Еф. 4:1

Блаж. Феофилакт Болгарский

со всяким смиренномудрием

Показывает, каким образом возможно поступать достойно звания, если мы будем смиренными. Ибо тогда ты вполне поймешь, каков ты есть и чего удостоился; и смиришься, и постараешься служить своему благодетелю. И притом оно служит основанием всякой добродетели; посему и Господь начал Свои заповеди блаженства отсюда, называя блаженными нищих духом, то есть смиренномудрых. Со всяким, говорит, смиренномудрием, не в словах только, но и на деле, в наружном виде и голосе, и не так, чтобы в отношении к одному являть себя смиренным, а к другому нет, но в отношении ко всякому, малым ли он будет, или великим.

и кротостью и долготерпением

Ибо возможно быть и смиренным, и вместе с тем вспыльчивым и гневливым; но такое смирение бесполезно.

снисходя друг ко другу любовью

Научает, какая польза – кротости и долготерпения, – это снисходительность друг к другу. Потом, чтобы кто-нибудь не сказал: как же я буду снисходителен к ближнему, когда он гневлив и дерзок? – он указывает и способ – в любви. Ибо, если мы будем иметь любовь, то будем снисходить друг другу.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.

Блаж. Иероним Стридонский

со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью

Если кто понимает, что значит: снисходя друг ко другу любовью, тот не будет думать, будто такое повеление относится к святым мужам, но именно к тем, которые наставлены в начатках добродетелей. В самом деле, не святые имеют нужду в том, чтобы снисходить друг ко другу, а только те, кто, как люди, еще побеждаются некой страстью. И неудивительно, если ефесяне слышат это, так как среди множества верующих еще были некоторые, кто должны были взаимно оказывать друг другу снисхождение.

Комментарий на Послание к Ефесянам.

Марий Викторин

со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью

Павел говорит о многих видах воздержанности, чтобы ефесяне не возгордились, не впали в надменность. Первым он называет смиренномудрие, вторым – кротость. Смиренномудрие – это смирение духа, кротость - отречение от адской гордости и жестокости. За ними следует долготерпение том, что приходится претерпевать при столкновении с чем-либо враждебным. Сначала Павел говорит ефесянам об этих двух вещах: смиренномудрии и кротости, чтобы они не боялись страдания; а затем, [на случай] если им придется страдать, он учит их, как надлежит претерпевать страдания, – в долготерпении.

Комментарий на Послание к Ефесянам.

Лопухин А.П.

Ст. 2-3 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира

Со всяким смиренномудрием. Это выражение относится к глаголу 1-го стиха: «поступать» и обозначает ту же добродетель, какая в нагорной беседе называется «нищетою духовною», т. е. истинное сознание своего недостоинства и немощи, которого не хватало язычникам, гордившимся своими личными достоинствами. – Кротостъю – в отношении к людям (ср. 1 Кор. IV:21). Добродетель эта является, можно сказать, естественным следствием смиренномудрия: сознающий свою собственную немощь всегда будет кроток к другим, хотя бы те и вызывали его своими поступками на гнев. - Долготерпение – продолжительное терпение всего, что неприятного доставляют нам наши ближние. – Снисходя… Долготерпение должно быть снисхождением, – не презрительным в отношении к людям, как существам нравственно неразвитым и даже недостойным вразумления с нашей стороны, а основанным на христианской любви. – Стараясь сохранять… Мир постоянно находится в опасности разрушиться. Поэтому со стороны членов Церкви требуется особое старание к его сохранению, к соблюдению духовного или тесного внутреннего единения между верующими. Впрочем в выражении: «единство Духа» можно видеть указание и на то, что единство христиан имеет свой источник в Духе Святом. - В союзе мира - т. е. единение может существовать только тогда, когда все верующие соединены как бы какою связкою (ἐν τῷ συν­δέσμῳ): этою связкою должен быть мир - мирное христианское настроение.

См. также Толкование на Еф. 4:1