Толкования на Еф. 4:6

Свт. Иоанн Златоуст

один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас

См. Толкование на Еф. 4:4

Свт. Феофан Затворник

един Бог и Отец всех, Иже над всеми, и чрез всех, и во всех нас

С Господом Иисусом Христом соединяемся, чтобы чрез Него воссоединиться с Богом, от Коего отпали преступлением заповеди в раю. И Господь на Себе никого не удерживает, но всех препровождает к Богу Отцу, с Коим и Сам едино есть, как и Святой Дух. Се златая Божественная Цепь! — Господь во Отце, мы — в Нем, и Он в нас. Вот куда возвел Апостол единение всех. Теперь уже ни на небе, ни на земле не осталось ничего, чтобы могло послужить к отособлению от других и разделению друг с другом. Возвел всех к Богу Отцу и говорит об Нем, что Он над всеми и чрез всех и во всех нас, давая разуметь, что для того, кто ясно понимает дело христианства, какое-нибудь отособление от других немыслимо, ибо он должен зреть единого Бога — Отца всем, всех преисполняющего, в нераздельности с Сыном и Духом Святым. Что здесь говорится о Боге, как Он благоволил поставить Себя к нам по домостроительству спасения, сие показывают слова: Отец… и: нас; а что говорится о Нем в нераздельности с Сыном и Духом Святым, сие видно из того, что, как уже сказано, все тело верующих исполняет Един Дух, и все крещаемые по вере в единого облекаются Господа. Как будет Бог Отец над всеми, и во всех, и чрез всех в раздельности, когда уже во всех них есть и Дух, и Господь? Почему словами: над всеми, чрез всех и во всех выражается отношение Божества к человечеству, примиренному с Ним по домостроительству спасения. Над всеми означает, что Бог над всеми верующими особенно надзирает, над всеми ими простирается особенным попечением и любовию, как над сынами; чрез всех означает, что Бог, всех их преисполняя, чрез них действует, они — покорное орудие, сознательно Его вседействию предавшееся, тогда как другие все сами делать покушаются, а Богу места действовать в себе не дают; во всех означает, что Бог почивает в них и благоволением, и любовию, и покоем: Он покоен в отношении к ним, ибо цели Его в них достигаются. И на Страшном суде, кому кто покой доставляет, от того получит и воздаяние. Святой Златоуст говорит: «Над всеми, то есть выше всего; чрез всех, то есть о всем промышляет, всем управляет; во всех, то есть во всех обитает». Блаженный Феодорит пишет: «Сие же: над всеми означает владычество, чрез всех — промысл, во всех — вселение». Так и Экумений с Феофилактом.

Иные это нераздельное отношение Божества к верующим разделяют, не раздельно, однако ж, и первое относят к Богу Отцу, второе — к Богу Сыну, третье — к Богу Духу Святому, так что в последних двух Отец действует чрез Сына и Духа. Так святой Дамаскин: «Един над всеми Отец, Который чрез всех, чрез сущее из Него Слово, и во всех чрез Духа Своего. Желая показать, как просиявает в нас подобие Божеского единства, Апостол особности Троицы в едином Боге воспроповедал» (или особые действия в нас Лиц Пресвятой Троицы отнес к единому Богу). То же, между прочим, пишет и блаженный Иероним: «Некоторые слова над всеми и чрез всех и во всех относят к Отцу, Сыну и Святому Духу: над всеми — к Отцу, потому что Он Причина всего; чрез всех — к Сыну, потому что все сотворено чрез Сына; во всех — к Духу Святому, потому что Он дается верующим, и мы становимся храмом Святого Духа: и Отец, и Сын обитают в нас».

Вывод из всего вышесказанного такой: «Единого имеем Господа, единое прияли крещение, одну принесли веру, един у всех нас Бог и Отец. Посему надлежит вам, как братьям, иметь единомыслие между собою» (Феодорит).

Указал святой Павел добродетели, на которых основывается любовное общение христиан, выставил сильнейшее к тому побуждение, теперь показывает, в чем обнаруживается сие общение, или каково оно в действии. Оно обнаруживается во взаимовспомоществовании и взаимосодействии, в том, чтобы служить друг другу, кто чем может и кто на что получит дарование. И в естественном порядке нельзя сказать, чтоб кто-нибудь был всем заделен; всякий к чему-нибудь способен. И в порядке благодатном, всякий в таинстве миропомазания получает дар Святого Духа. Так, кто что получил, тем и служи другим. Святой Петр выражает эту заповедь так: кийждо якоже прият дарование, между себе сим служаще (живите), яко добрии строителие различныя благодати Божия (1 Пет. 4, 10). А как именно служить, изображает святой Павел, в послании к Римлянам говоря: кто получил пророчество, пророчествуй, кто — служение, служи, кто — учение, учи, кто — достаток, подавай в простоте, и проч. (Рим. 12, 6-8). Здесь же он говорит только, что всякий получил благодать, давая самим ефесянам доразуметь: получил — и служи другим тем, что получил.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

См. также Толкование на Еф. 4:4

Прп. Ефрем Сирин

один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас

См. Толкование на Еф. 4:1

Прав. Иоанн Кронштадтский

один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас

Един Бог Сый в собственном смысле, то есть как бы Он один и есть Бытие, а всё прочее, что ни существует, есть только как бы тень Бытия, тень Его лица. Потому Он везде и во всем – так, как бы и не было другого бытия. Скройся в горних пещерах – Он там; погрузись во глубину морскую – Он там; заключись в своем доме – Он с тобою. Поди в огонь – Он и там, и, если угодно, огонь не сожжет тебя. Везде, везде Он есть.

Дневник. Том IV. 1860-1861.

Блж. Феофилакт Болгарский

один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас

То есть Он над всем и чрез все проникает Своим промыслом и управлением, и во всех нас обитает. Заметь также, что еретики предлог через относят к Сыну, а (предлог) во к Духу, как будто он имеет умаляющее значение: а они прилагаются к Отцу, конечно, не в унижение Его.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.

Блаж. Августин Иппонский

один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас

В этом месте внимательные читатели узнают Троицу в словах апостола: Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Над всеми относится к Тому, Кто никому не обязан Своим существованием; через всех - можно передать как «через Посредника»; во всех - все равно что в Одном, Кто всех удерживает, т.е. связывает воедино.

О вере и символе веры.

Ориген

один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас

Всех Он Бог и Отец: но из них кому-то Он Бог, но не Отец, а кому-то - и Бог, и Отец. Как если бы некто указал на десятерых человек, из которых пятеро - сыновья этого человека, а пятеро - его рабы, и сказал: «вот господин и отец десятерых».

Фрагменты на Послание к Ефесянам.

Невозможно говорить о частях или разделении нетелесного, однако Он - над всеми, и через всех, и во всех нас. Это возможно в том смысле, который мы упоминали выше, когда Он понимается либо как Премудрость, либо Слово, либо Жизнь, либо Истина, - такая интерпретация, без сомнения, исключает всякое пространственное ограничение.

О началах.

Здесь следует использовать физическую аналогию: солнце над всем земным - тогда можно сказать, что своими лучами оно проникает через все, а если сила его проникает в любую глубину, то также можно сказать, что оно - во всем. Итак, следовательно, мы полагаем, что по смыслу могущество Бога обозначено словами надо всем, способность достигать каждого - словами через все, а способность проникать во все - это такое качество, присущее силе Божией, благодаря которому во всем ничто вообще не бывает лишено Его [присутствия].

Фрагменты на Послание к Ефесянам.

Амвросиаст

один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас

Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, говорит Павел. Итак, через всех потому, что все от Него. Он и должен быть над всем, что от Него. И Он во всех нас, т.е. верующих. А в нас Он через веру, ибо мы исповедуем Его, и Он дал нам Духа Своего, через Которого Он, без сомнения, находится в нас. Но Он не находится в неверующих, поскольку они отрицают, что Он - Отец Христа.

На Послание к Ефесянам.

Лопухин А.П.

один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас

См. Толкование на Еф. 4:4