Толкования на Еф. 5:29

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь

Разве ты не видишь, что и в плоти бывает много недостатков? Один хром, у другого кривые ноги, у третьего сухие руки, у четвертого страдает иной какой-нибудь член. И, однако, такой человек не скорбит, не отсекает его и часто заботится о нем больше, чем о других. И справедливо - так как он есть его член.

Гомилии на Послание к Ефесянам.

См. также Толкование на Еф. 5:28

Свт. Феофан Затворник

Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Христос церковь

Если любовь мужа к жене так натуральна, то нечего бы и говорить о том. Любовь и бывает всегда, но нередко смысл свой теряет. Бывает, что муж и любит жену, но помыкает ею, как вещию. Апостол напоминает такому: смотри, она часть, равная тебе, ибо вы с нею одно целое составляете. Бывает, что муж смотрит на жену слишком чувственными очами. Апостол напоминает такому: она тело твое, но не для телесных сластей; имей к ней разумную любовь, как закон велит разумно относиться и к телу. Разумно относящийся к телу питает и греет его не ради сластей плотских, а ради того, что оно есть необходимое орудие к исполнению целей жизни (блаженный Иероним). Блюди, питай и грей жену, как орудие, но не механическое, а самодеятельное, – как помощницу и сотрудницу.

Цель в словах Апостола не та, чтоб располагать мужей любить жен, ибо это само собою бывает, но та, чтобы любовь сию – из естественной преобразовать в нравственный закон и долг, который не должен быть нарушаем по какой-либо блажи сердечной, а должен сохранять силу свою на всю жизнь, как союз души с телом, – и особенно та, чтобы из плотской преобразовать ее в духовную – одухотворить ее, что делает он указанием на разумное отношение к телу, наипаче же на указание отношения Христа Господа к Церкви.

Всякий питает и греет плоть свою: питай и грей и жену свою, но так, как питает и греет Церковь Свою Христос Господь. Словами – питать и греть означил Апостол всестороннюю попечительность, а указанием на грение и питание Христом Церкви определил качества и цели сей попечительности. Христос попечение имеет о Церкви в каких видах? – Да будет свята и непорочна, как сказано выше. Надо полагать, что подобные же цели разумеет Апостол и под питанием и грением жены, а не одно то, чтобы кормить только ее, одевать и обувать. Блаженный Иероним подает мысль: пусть и жены стремятся к полному Богоугождению, чтобы востечь в мужа совершенна, – и перестать быть женами. Затем, взявши слова Апостола в переносном смысле я в муже видя – душу, а в жене – плоть, говорит: пусть душа так обучает плоть свою, чтоб и она увидела спасение Божие. Наконец сводит то и другое в едино и говорит: «Да греют мужья жен, и души тела так, чтоб жены преобразовались в мужей и тела в души, – и чтобы престало различие полов. Но как у Ангелов несть мужеск пол и женск, так и мы, имеющие быть равными Ангелам, уже отныне да начнем быть тем, чем обетовано нам быть на небесах».

Но все же нельзя упускать из вида, что Апостол выясняет долг любви только с христианской точки зрения. Пример же любви Христа Господа к Церкви выставляет он и в образец, и, может быть, для того, чтобы взаимно прояснить и отношение Христа Господа к Церкви, прилагая известное в естественном порядке к порядкам сверхъестественным. Но и то правда, что тому, как Христос питает и греет Церковь, ничего нет и быть не может подобного, ни в каком естественном порядке. Здесь не то разумеется, что сказал Господь о Своем попечении о Церкви ветхозаветной: коль краты восхотех собрати чада твоя под крыле (Мф. 23, 37; Лк. 13, 34), хотя и это имеет место, но нечто особеннейшее, ближайшее, существеннейшее. Ибо у Христа с Церковию не внешний союз – одного после другого, но внутреннейший – одного в другом. Ева из Адама; но стала вне его, и союз у них остался душевный, каков и у мужа с женою. И Церковь из Христа, но не становится вне Его, а Его имеет в себе, проникающим все в ней и живущим в ней всей. Это выражает Апостол в следующем тексте: зане уди есмы тела Его, от плоти Его, и от костей Его.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Симеон Новый Богослов

Ст. 29-32 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви

Видишь, как он показал нам, что как Ева бысть от плоти и от костей Адама, и были они оба в плоть едину, так и Христос преподает нам Себя Самого, да будем причастниками плоти Его и костей Его, – каковые показал Он Апостолам, когда по воскресении из мертвых явился им и сказал: осяжите Мя и видите, яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лк.24:39). Сии-то кости и сию-то плоть дает Он нам вкушать в Пречистых Тайнах, – и сим способом общения делает нас едино с Самим Собою. И святой Павел, желая показать предивное единение, какое имеем мы с Богом, говорит после приведенных слов: сего ради оставит человек отца своего и матерь, то есть ради Христа оставит человек кровное родство свое, и прилепится к жене своей, то есть к Церкви, и будета два в плоть едину, то есть в плоть Христа и Бога. А что слово Павлове именно такой имеет смысл, а не мы посредством своих умозаключений придумываем его, сие явствует из слов Апостола, которые он говорит вслед за сим: тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа, и во Церковь. И воистину тайна сия есть и пребудет великою, и превыше всего великого. Какое единение, общение, освоение и сроднение имеет жена с мужем и муж с женою, такое же единение и сроднение имеет и Владыка наш и Творец всяческих со всею Церковию, как с единою женою, и бывает едино с нею, и всегда нераздельно пребывает с нею, как с возлюбленною Ему. Но единение сие бывает боголепно, как лепо есть Богу единиться с Церковию, – что и недомыслимо, и неизреченно. Опять, и Церковь единится с любимым от нее Богом и прилепляется к Нему так, как тело прилеплено к своей голове. Ибо как тело не может жить без своей головы, так и Церковь, – собрание верующих, то есть сынов Божиих, на небесех написанных, не может быть цельным и совершенным телом без главы своей, Христа Бога нашего, и не может жить истинною и вечною жизнию, если не будет питаема от Него каждодневно насущным хлебом, от коего приемлют истинную жизнь все любящие Его, и растут в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Его.

Слова (Слово 45-е).

Прп. Ефрем Сирин

Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь

См. Толкование на Еф. 5:19

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь

См. Толкование на Еф. 5:28

Тертуллиан

Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь

Сколько чести отводится плоти именем Церкви! Никто никогда, говорит апостол, не имел ненависти к своей плоти (разве только Маркион), но питает и греет ее, как и Христос Церковь. А ты [Маркион] - единственный, кто ее ненавидит, лишая воскресения. Но тогда ты должен возненавидеть и Церковь, поскольку она возлюблена Христом. Но Христос возлюбил и плоть подобно Церкви. Ведь никто не будет ненавидеть образ невесты, напротив - станет охранять, почитать и короновать ее.

Против Маркиона.

Дидим Слепец

Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь

Когда апостол пишет: никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф 5:29), он имеет в виду тело, сопряженное с разумной душой. Это и надлежит понимать из слов апостола: Так должны мужья любить своих жен, как свои тела (Еф 5:28), и так далее.

Комментарий на пророка Захарию.

Амвросиаст

Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь

Здесь показано, что замысел Бога не может остаться нереализованным и что никто не может предвидеть лучше Бога. И никто не может любить сделанное другим сильнее, нежели свое собственное. Потому говорит апостол: никто никогда не имел ненависти к своей плоти.

Вопросы относительно Ветхого и Нового Заветов.

Лопухин А.П.

Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь

См. Толкование на Еф. 5:28