Толкования на Евр. 1:4

Свт. Афанасий Великий

будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя

Апостол, не сущность Слова желая главным образом сравнивать с вещами сотворенными, сказал: «толико лучший быв Ангелов» (потому что сравнение не имеет здесь места: иное – Слово, иное – ангелы); но имея в виду пришествие Слова во плоти и домостроительство, совершенное Им тогда, хотел показать, что Слово не подобно бывшим прежде, чтобы в какой мере Слово по естеству отлично от предпосланных Им, в такой же и большей еще мере от Него и чрез Него бывшая благодать сделалась лучшей ангельского служения. Рабам свойственно было требовать только плодов, а Сыну и Владыке свойственно простить долги и пересадить виноградник.

См. также Толкование на Евр. 1:1

На ариан слово первое.

Прп. Ефрем Сирин

будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя

Если же Он был настолько превосходнее Ангелов в отношении всего того, что я указал; то сколь превосходнейшее пред ними имя наследовал? То есть именно то, о котором сказал: дал Ему имя, которое выше всякаго имени (Флп. 2:9).

Прп. Икумений Триккский

Толико лучший быв Ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя

См. Толкование на Евр. 1:3

Блж. Феофилакт Болгарский

Будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя

В начале послания сравнивал Его с пророками по причине немощи слушающих, теперь, продолжая, поставляет Его выше ангелов, мало-помалу приводя слушателей к истине. Слово будучи употреблено вместо: явившись, как и Иоанн говорит: Идущий за мною стал впереди меня (Ин. 1:15), то есть явился почетнее меня. Ведь он говорит здесь не о природе Его по существу. По плоти, без сомнения, сказано: наследовал, потому что как Бог Слово Он имел это имя всегда. Точно так же и мы говорим о человеке и низкое, и высокое, как например, если скажем: великое дело - человек, мы называем все, что есть в нем лучшего; если же скажем; человек - земля и пепел, - назовем все худшее. Так точно и о Господе иногда мы говорим все, что относится к свойствам Божества, а иногда - к свойствам плоти.

Евфимий Зигабен

Толико лучший быв ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя

И это относится к Его человечеству. Слово: «быв» употреблено вместо: явившись; ибо, как Бог, Он есть лучший без всякаго сравнения, и имя ближайшей сыновности Он имел всегда, а не унаследовал после, по времени.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя

Мысль о превосходстве Сына Божия апостол начинает развивать далее сопоставлением Его с Ангелами, имея в виду указать, что и сообщенное Им откровение выше и совершеннее того, которое было дано при посредстве Ангелов, рукою ветхозаветного посредника - Моисея. Имя, в котором одном уже выражается преимущество Христа пред Ангелами, есть имя Сына, которое Он носил прежде век, а унаследовал - по выражению апостола - в том смысле, что на Нем именно, а не другом ком пополнились и к Нему относились приводимые далее пророчества. - Можно также понимать это наследовал подобно тому, как выше - поставил, воссел относя к человеческой природе Сына Божия. Христос от вечности был Сыном Божиим и прежде Ангелов. Став человеком, Он по-видимому умалился пред Ангелами, но это умаление ограничивалось коротким временем. Оказав послушание Отцу Своему даже до крестной смерти, Он заслужил и для Своей человеческой природы возвышение над всею тварью, наследовав и по человечеству имя Сына Божия, обладая этим Именем по праву наследства, а не как мы - по усыновлению.