Толкования на Евр. 2:4

Прп. Ефрем Сирин

при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле

Далее: вместо Апостолов удостоверяет Сам Сын посредством сил и знамений, совершаемых Апостолами, вместе с Духом Святым, который был сообщен им в виде языков, толкования языков, пророчества и других даров, коими они обильно наделены были от Духа (Деян. 2:3-4; 1 Кор. 12:1 сл.).

Прп. Икумений Триккский

Ст. 4-8 Сосвидетельствующу Богу, знаменьми же и чудесы, и различными силами, и Духа Святаго разделеньми, по Своей Ему воли. Не Ангелом бо покори Бог вселенную грядущую, о нейже глаголем: засвидетельствова же негде некто, глаголя: что́ есть человек, яко помниши его? Или сын человеческий, яко посещаеши и? Умáлил еси его малым нечим от Ангел: славою и честию венчал еси его, и поставил еси его над делы руку Твоею: вся покорил еси под нозе его. Внегда же покорити ему всяческая, ничтоже остави ему непокорено: ныне же не у́ видим ему всяческая покорена

Затем – как будто бы лгут слышавшие от Христа и одно вместо другого говорят – нет, говорит он, ибо и Сам Бог свидетельствует об истине их знаменьми и чудесы и различными силами, которыя совершаются через них. - «И Духа Святаго разделенми». И через дары и через наитие Святаго Духа совершается свидетельство Бога. А «разделеьнми» говорит, как бы через разделение благодати Духа и по мере каждаго, и сообразно с верою, и как каждому потребно. - «По Своей Ему воли» – Утешителя, очевидно. Разделяя, говорит, каждому, как Ему угодно. - «Не Ангелом бо покори Бог вселенную». Это соответствует выше приведенному сравнению с Ангелами. Ибо должно было, сравнив Христа во плоти с величайшим творением, то есть Ангелами, показать Его большим, как Господа. «Грядущую» же вселенную, говорит, – будущий мир, относительно котораго вся речь у нас. Ведь Сам Христос, Судия той вселенной, возсядет, а Ангелы, как слуги и рабы, станут около. - «Засвидетельствова же негде некто, глаголя». Так как он обращается к знающим Писание, то и не ставит имени говорящих. - «Что́ есть человек». Почему теперь приводит выражение: «что́ есть человек, яко помниши его?» Потому что он думал выше упомянутому предложению (ибо он показал Христа большим Ангелов) противопоставить выражение: «малым нечим» умаленнаго от них. Для того помещает это, чтобы разрешить кажущееся противоречие. И, разрешая, говорит: сказано, что Он умален за приятие смерти. «Мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис. 53:2). Соглашается между тем, что приведенное место сказано о Господе, так как это ему было полезно и для успокоения их (евреев), что «вся покорил еси под нозе Его». - «Помниши его». И не только в бытие привел, но и даровал благобытие, и продолжаешь помнить и посещаешь в дурном положении. - «Умáлил еси его». Ибо смертью умален перед Ангелами. Сие относится и ко всему человечеству, но особенно ко Христу во плоти. - «Ныне же не у́ видим ему всяческая покорена». Ибо так как он сказал: «ничто же остави ему непокорено», а они претерпевали зло и разграбление имуществ со стороны иудеев, остававшихся в неверии, то чтобы они не сомневались в сказанном, говорит: не смущайтесь, ибо Ему еще не все покорено, учение еще не посеяно, не начал еще властвовать явно Царь.

Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902.

Блж. Феофилакт Болгарский

При засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами

Сказав: утвердилось, показывает - как. Чтобы кто-нибудь не сказал, что слышавшие ошиблись, говорит: Бог свидетельствовал вместе с ними; Он не свидетельствовал бы, если бы они сами измыслили что-нибудь. Свидетельствуют, говорит, они; вместе с ними свидетельствует и Бог - не голосом, а знамением и чудесами, которые подтверждали то, что они говорили. Поэтому мы верим Богу, а не людям.

И различными силами

Выражая обилие дарований, сказал: различными. Так как и чародеи совершают многие знамения, поэтому сказал: силами. Те знамения - не силы, а бессилие, вымысел и пустые призраки.

И раздаянием Духа Святаго по Его воле

И это прибавил по той же самой причине. Ибо знамения чародеев - не от Духа Святого, а обманы нечистых демонов. Дает при этом понять и нечто другое. Вероятно, там было не много людей, имевших духовные дарования, которые оскудели потому, что верующие были менее ревностны. Поэтому, чтобы утешить их в этом, говорит, что раздаяния Духа происходят по Его воле. Он знает, что каждому полезно, и таким образом разделяет благодать. Часто кто-нибудь не получает дарований за нечистую жизнь; часто не получает дарований и человек чистой жизни, чтобы не возгордился. Поэтому-то они и были сообщаемы более людям смиренным и простым.

Евфимий Зигабен

при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле

Сосвидетельствующу Богу знаменьми же и чудесы и различными силами

Ибо и Сам Бог Отец утверждает истинность проповеди собственным свидетельством, посредством знамений и чудес и разнообразных дарований. Многие говорят, что знамения и чудеса – одно и тоже; a некоторые под знамениями разумеют врачевания болезней, изгнания бесов и иное в этом роде, под чудесами же сверхъестественныя чудотворения, как, напр., воскрешение мертвых и другое в этом роде. Под «различными силами» разумеется или то же самое, или разныя духовныя дарования, о которых Апостол яснее говорит в первом послании к Коринфянам (1 Кор. 12:4–10). А так как и чародеи тоже кажутся совершителями знамений, чудес и сил, то он в отличие от них прибавил:

И Духа Святаго разделенми

Ибо знамения и чудеса чародеев совсем не таковы и не составляют проявления какой-либо силы, напротив они суть дела слабости, праздной мечтательности и пустоты; Божественный же знамения суть дарования Святаго Духа. И в вышеупомянутом послании он назвал их разделениями дарований.

По своей Ему воли

По воле Бога, или по воле Святаго Духа. И в упомянутом послании сказал, что Дух Св. разделяет властию коемуждо, якоже хощет (1 Кор. 12:11).

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле

«При засвидетельствовании от Бога…» sunepimarturountoV tod Qeou… - слав. : сосвидетельствующу Богу… Славянский текст более точно выражает здесь мысль подлинника о тесном взаимодействии Бога с человеком в различных знамениях, разнообразие коих показывало, как велико попечение Божие о полноте воздействия на людей и как люди будут безответны, если не воспримут столь многоразлично удостоверяемой проповеди. Готовясь доказать, что Иисус Христос есть глава Нового Завета, Апостол говорит, что унижение Его пред Ангелами в страданиях не только не умалило Его достоинства, но еще более возвысило и входило в планы Божественного домостроительства как спасительнейшее средство освящения всех людей.