Толкования на Евр. 3:12

Прп. Ефрем Сирин

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго

Посему смотрите остерегайтесь, да не будет в ком из вас сердце лукавое, как у них, кои не вошли (в землю обетованную), - и не отступайте от Бога Живаго по неверию вашему.

Прп. Макарий Великий

«Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого». Под «отступлением» же (от Бога) он подразумевает не отказ от имени Господа, но неверие обетованиям Его.

Великое послание.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго

А сердце неверно тогда, когда оно лукаво: о, как надобно бояться этого лукавства сердечного! Лукаво же сердце тогда, когда нечисто, то есть заражено страстями: самолюбием и не совсем чистою любовию к другим, пристрастною, корыстною. Чтобы поэтому иметь сердце верующее, нужно очистить его, при благодати Божией, от самолюбия и гордости и других страстей, сокрушить его смиренною молитвою к Богу, чувством человеческой бедности, окаянности и слепоты. Люди с лукавым сердцем легко отступают от Бога; так как лукавство есть плод страстей, то лукавых богоотступников чаще всего можно встретить между людьми знатными, богатыми, учеными – вообще, пользующимися большою или некоторою известностию света и живущих в довольстве и счастии, хотя несомненно и то, что лукавое, неверное сердце можно найти и под рубищем. Чтобы не увлечься прелестию греховною к неверию, будем иметь в виду непререкаемо истинные и важные места из святого слова Божия и ими утешать, поддерживать себя в вере.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного

Сказано это для устрашения. Вероятно, были некоторые неверующие в истину сказанного о воздаянии и потому желавшие испытать силу Божию и попечение о них в искушениях, которым они подвергались. Поэтому охраняет их, напоминая о том, что терпели в древности не веровавшие. Ибо будущие ужасы не так сдерживают многих, как прошедшие и всем уже известные. Обрати внимание и на то, что от неверия всякий переходит к дурным помыслам и к таким же делам.

Дабы вам не отступить от Бога живаго

Неверие не находит другого выхода, кроме того, что всякий отступает от Бога. До тех пор, пока человек держится Бога и надеется на Него, как всемогущего, он ничего не считает невозможным.

Евфимий Зигабен

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго

Блюдите, братие

Так как речь о будущем не так убедительна, как о прошедшем, то он и привел им на память историческое событие, из котораго видно, что предки их имели недостаток в вере. Далее он настойчиво убеждает их быть внимательными.

Да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво (исполнено) неверия

Жестокое сердце теперь он называет лукавым. Сердце же неверия – то же, что сердце неверующее, не принимающее словес Божиих, душа, с недоверием относящаяся к надежде на будущее.

Во еже отступити от Бога жива

Душа бывает черства и чужда веры по причине отступления от истиннаго Бога. Ибо пока она повинуется Ему, она не теряет веры, а лишь только начнет пренебрежительно относиться к Нему, то впадает в неверие.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго

Апостол увещает и предостерегает от неверия и источника неверия - сердца лукавого. Последнее - прежде всего, ибо злое, развращенное грехом сердце есть главная причина и источник неверия (ср. Рим 1:21). Неверие влечет за собою, как дальнейшее следствие, полное отпадение от Бога живого. Наименование Бога живым означает здесь, во-первых, что слово Его, прежде сказанное, никогда не теряет своей силы и во всякое время готово привести в исполнение свои угрозы; во-вторых, наименованием живый дается понять, что отпадение от этого Бога равносильно смерти и полной гибели, ибо вне Бога не может быть ничего живого и благополучного.