Толкования на Евр. 8:2

Прп. Ефрем Сирин

и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек

Потом: Тот, Кто столь превознесен, Служителем святилища (Святаго) был в самой скинии истины, то есть: или в царстве небесном, как и обещал; или в сем мире, как на самом деле совершил при умовении ног ученикам (Ин. 13:1 сл.).

Блж. Феофилакт Болгарский

И есть священнодействователь святилища

Как земные первосвященники, входя во Святое святых, служили, так и Он поистине есть служитель святых, истинных, пренебесных святилищ. Казалось бы, Павел здесь противоречит самому себе. Ибо в начале сказал: кому когда от Ангелов сказал Бог: сиди одесную Меня? Не все ли они суть служебные духи? (Евр. 1:13-14), как бы давая понять, что служителю и не подобает сидеть. Теперь же, сказав: воссел одесную престола, снова представляет Его служителем. Итак, каким образом говорит это, если не по совершенному снисхождению к слушателям, и смешивая уничиженное с высоким? А некоторые поняли: «святым служитель», т.е. освященным Им людям. Ибо, говорит (ап. Павел, - Прим.Пер.), Он - наш Первосвященник.

И скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек

Здесь ободряет уверовавших иудеев. Ибо так как, вероятно, они недоумевали, говоря: мы не имеем такой скинии, то вот, говорит, более великая скиния и истинная - само небо. Ибо ветхозаветная скиния была образом этой: и ту водрузил человек, или Веселиил (Исх. 31:2), или Моисей, эту же - Бог. Здесь же заметь, согласно святому Иоанну Златоусту, что небо и не движется, и не шаровидно: ибо выражение: воздвиг исключает и то и другое.

Евфимий Зигабен

и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек

Святым служитель

Это относится к Нему по человечеству и к совершению Им нашего спасения. Или иначе святыми он назвал небеса, которыя в дальнейшей речи он назовет и истинною скиниею. А так как Апостол уже сказал о священнике и о жертве, и назвал Христа священником превысшим священников иудейских, как по естеству Его, так и по жертве, Им совершенной; то у иудеев естественно мог родиться вопрос, a где же храм Его? Чтобы предупредить такой вопрос, Апостол указывает и храм.

И скинии истинней

Ибо скиния еврейская была только образом истинной скинии. Посему, как священники еврейские, служа в скинии прообразовательной, ходатайствовали пред Богом за народ: так Христос на небе совершает ходатайственное за нас священнослужение, как уже сказано было выше.

Юже водрузи Господь, а не человек

Преобразовательную скинию Моисей устроил при посредстве Веселиила (Исх. 31:2); небо же сотворил Господь: ибо словом Господним, говорит Писание, небеса утвердишася (Пс. 32:6).

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек

См. Толкование на Евр. 8:1