Толкования на Евр. 9:19

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 19-22 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог. Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные. Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения

Взяв чужую кровь (тельцов и козлов), он окропил народ и скинию и все сосуды ее: потому что все кровью по закону очищалось, и без кропления этой крови животных не было отпущения греха.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом (Исх. 24:7)

По закону, то есть как Бог законоположил, чтобы заповеди Его были объявляемы вслух всему народу; или все заповеди по закону, то есть что было положено законом.

Взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ (Исх. 24:8)

Почему же были окропляемы книги и люди? Или потому, что издревле предызображалась Честная Кровь, коею окропляемся мы и сердца наши: ибо сердца суть книги, как и выше он сказал: вложу законы Мои в мысли их (Евр. 8:10). Вода - символ крещения. Здесь берутся кровь и вода, быть может, для обозначения того, что из ребра Господа истекли кровь и вода; быть может, и потому, что крещение, символом коего служит вода, возвещает смерть Господню, знак которой - кровь. Иссоп же употреблялся как вещество сгущающее по причине его плотности, для подобной же цели служила и шерсть: или так как Христос - агнец, поэтому и шерсть червленая, чтобы и по цвету она имела образ крови.

Евфимий Зигабен

Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ

Реченней бо бывшей всякой заповеди по закону от Моисея к людем

Т. е. по прочтении Моисеем всему народу всякой заповеди по закону, – какая только есть в законе.

Приемь кровь козлюю и телчую, с водою и волною червленою и иссопом, самыя же тыя книги и вся люди покропи

Видишь издревле изображаемую честную кровь Христа, жертвы словесной и истинной, – кровь, которая кропит и освящает и книгу, т. е. учителей народа, и народ? Ибо учитель есть одушевленная книга. «С водою», которая служила прообразом очистительнаго крещения. Волна же (употреблялась) для того, чтобы сдерживать кровь, червленая – ради подобил крови телесиой «иссоп» – тоже для сдерживания крови.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

Ст. 19-21 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог. Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные

Описывается подробнее то, как именно утвержден был Кровью Ветхий Завет. Св. Златоуст сопровождает это описание следующими толкованиями: «Почему окропляется книга завета и народ? Потому, что та кровь и все прочее было прообразом честнейшей крови, которая была прообразована издревле. Почему с иссопом? Потому, что он, как вещество плотное и мягкое, сдерживал кровь. Для чего вода? Она была употреблена в знак очищения водою. А для чего волна (шерсть)? И она была употреблена для того, чтобы удерживать кровь». Апостол показывает, что здесь вместе были и кровь и вода, потому что крещение есть образ страдания Христова.