Толкования на Евр. 10:25

Прп. Ефрем Сирин

Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного

См. Толкование на Евр. 10:24

Блж. Феофилакт Болгарский

Не будем оставлять собрания своего

Знает, что общее собрание рождает любовь, поэтому убеждает не оставлять собрания и не затевать отделений и противозаконных сходбищ, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Молитва Церкви даже разрешила Петра от уз и освободила его из темницы (Деян. гл. 5).

Как есть у некоторых обычай

Здесь он делает упрек отделяющимся.

Но будем увещевать друг друга

То есть друг друга утешая и друг друга наставляя, и научая, и убеждая. «Брат от брата помогаем, яко град тверд» (Притч. 18:19).

И тем более, чем более усматриваете приближение дня оного

Дня кончины. Ибо пока мы, говорит, еще не удаляемся из этого мира, зачем нам разделяться друг с другом? Это было утешением для них, уставших под гнетом испытаний, как и в другом месте говорит: Господь близко, не заботьтесь ни о чем (Флп. 4:5-6).

Евфимий Зигабен

Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного

Не оставляюще собрания своего, якоже есть неким обычай, но друг друга подвизающе

Не удаляясь друг от друга: ибо насколько удаление ослабляет любовь, настолько усиливает ее единение. «Собранием» называет соединение и сближение. Ибо как железо острит железо, так и добродетельный поощряет делающаго добро и таким образ, совершенствует его в усердии. И как камень, трущийся о камень, испускает огонь, так и человек, соревнующий человеку, делается от сего самаго горячее. А подвизают в единомыслию не только те, которые не поселяют раздора между братьями, но еще более те, которые сближают желающих разделиться.

И толико паче, елико видите приближающийся день

День будущаго суда и воздаяния. Это было впрочем и утешением для них, падающих духом в виду постоянных искушений.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного

«Что значит: не оставляюще собрания своего? Он имеет в виду, что от собрания и взаимного общения происходит великая сила (Мф 18:20; Ин 17:11; Деян 4:32)… от него умножается любовь; за умножением же любви необходимо следуют и дела по Боге…» (Злат.). - «Как есть у некоторых обычай…» Здесь апостол предлагает не только увещание, но и укоризну, с запрещением. - «Приближение дня оного…» В подлиннике настоящего места нет слова оный и, по-видимому, не должно быть, так как здесь разумеется собственно вообще наступление светлого для христиан времени - нравственно светлое состояние их и полное торжество их в великий день славы Церкви Христовой (ср. VIII:8 ;Рим 13:12; 1 Кор. 3:13; 1 Сол. 5:4-8). Впрочем, если принять во внимание 27 стих, то можно сказать, что и здесь отчасти должно разуметь день оный - для одних светлый и радостный, а для других страшный и гибельный.