Толкования на Евр. 10:33

Прп. Ефрем Сирин

то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии

То поношения, то скорби, говорит. Это указывает на то, что закон заставлял их открывать свои грехи над жертвами ихними, - а позор от людей побуждал их не открывать своих грехов; это, говорит, те самые скорби, кои вы имели при объявлении своих грехов, и те поношения, кои препятствовали вам открывать свои грехи. Итак, те угрызения совести, которые вы предпочитали и которые доставляли вам столь великую скорбь и столь сильные страдания, теперь принесены вами (в жертву) с благоговением и скромностью в крещении водами вместе с очищением, вами полученным. А также и зрелищем переселения были вы во дни преследования вас, и общниками также труждающихся сделавшись, как и вы труждались.

Блж. Феофилакт Болгарский

То сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других

Обрати внимание на похвалу. Именно, человек с благородной душой имеет потребность в том, чтобы претерпеть поношения, как пророк свидетельствует: говорили мне всякий день: где Бог твой? (Пс. 41:4) и: ибо не враг поносит меня - это я перенес бы (Пс. 54:13); и: не предавай меня на поругание безумному (Пс. 38:9). Впрочем, Иов вознегодовал против поношения, хотя все страдания переносил мужественно, как адамант. Если же поношение случится открыто и на глазах многих, то такое поношение требует еще более сильной души: это здесь он и обозначил выражением: служа зрелищем. Размысли же, как велики были они, презрев ради Христа и славу, и богатство, - подвергаясь же обидам и сделавшись позором, то есть как бы будучи выставляемы на зрелище и претерпевая все это, быть может, от каких-нибудь низких и ничего не стоящих людей.

То принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии

Вы, говорит, не только претерпевали ваши скорби, которые, казалось бы, были наведены на вас против вашей воли, но вы были настолько благородны, что сделались общниками апостолов, живущих так, то есть в скорбях и поношениях, и добровольно подвергли себя тому, чтобы вместе с ними претерпевать мучения и принять участие в их страданиях. Не сказал: меня одного, но вообще всех, для усиления похвалы их.

Евфимий Зигабен

Ово убо, поношеньми и скорбьми позор бывше, ово же, общницы бывше живущым тако

Вменяя им (христианам из иудеев) в преступление измену закону и обычаям отеческия, неверующие иудеи всячески притесняли даже родственников своих и выставляли их на позор для усиления оскорбления. А эти (страждущие) не только с мужеством переносили все, но и были в тесном общении с теми, которые переносили подобныя страдания и в других местах. Общение же свое они выражали возможною с своей стороны помощию: поощрением к терпению, словами утешения и ободрения и даже посылкою им чего-либо из необходимаго.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.