Толкования на Евр. 11:3

Свт. Григорий Нисский

Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое

Если же кто, взирая на настоящее течение мира, совершающееся в некоторой связности, в какой усматривается временное продолжение, скажет, что невозможно произойти предвозвещенной остановке движимого, то такой, очевидно, не верит, что и в начале небо и земля сотворены Богом. Ибо кто придает движению начало, тот непременно не усомнится и о конце, а, кто не принимает конца, тот не принимает начала. Но, как совершитися веком глаголом Божиим, но слову апостола, разумеваем, веруя от неявляемых видимым быти, так той же верой руководиться будем и слыша глагол Божий, предвозвещающий необходимую остановку существ. А как она будет, это должно быть изъято из предметов нашего любопытства. Ибо и там, отложив в сторону исследование непостижимого, верой приняли мы совершитися видимому от неявляемых, хотя разум внушал нам недоумевать во многом, представляя немаловажные поводы к сомнению в том, чему поверили.

Об устроении человека.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое

Так, мы только верою принимаем важнейшую истину сотворения мира, то есть что пространство и время (веки) или видимый мир из ничего воззван к бытию словом Бога всемогущего.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое

Так как веру поносят те, кто не понимает силы ее, кто говорит, что она - дело недоказанное и, очевидно, обман, то показывает, что величайшие дела совершаются верой, а не рассуждениями. Ибо и на то, что Бог сотворил словом существующее из несуществующего, какое доказательство есть у нас? Никакого, одна только вера. Итак, верою познаем, что веки устроены словом Божиим, то есть что веки словом Божиим совершились. Почему верой? потому что видимое произошло из невидимого: этого требует вера. Или и так: Словом Божиим, Которым все существующее вызвано к бытию из несуществующего. Когда же слышишь веки, разумей все вечное, обнимаемое ими, а именно, и времена, и все содержащееся в них; в несобственном смысле веки означают и времена, тогда как в собственном смысле век есть нечто иное, чем время: век - один, а не много их.

Евфимий Зигабен

Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое

Верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим

Поелику души этих верных Евреев (к которым пишет Апостол свое послание) ослабели под тяжестию искушений и злостраданий и чрез то могли потерять веру, то Апостол убеждает их не уклоняться от веры в обетования одним и тем же принятым им способом, сначала употребив простое понятие о вере: «вера, говорит, есть уповаемых извещение»; а затем – примером древнейших (ветхозов.) мужей, которые верою угодили Богу, предпсолав этому следующую общую мысль: «верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим». Веками Апостол называет здесь первоначальныя создания – небо, землю, и вообще стихии, как древнейшия (по времени) других вещей, находящихся в мире: ибо оне сотворены из несущаго, a прочия вещи уже из них. Итак верою познаем, что первоначальныя создания сотворены глаголом Божиим, ибо не собственными очами мы видим Его творящим эти предметы, а только верою познаем, внимая слухом, что «Той рече, и Быша» (Пс. 39:9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце). А почему он вышеозначенные предметы называет «веками», видно из дальнейшаго хода речи.

Во еже от неявляемых видимым быти

«Совершитися» сим вещам единым глаголом, сказано потому, что не из сущаго произошли и стали видимыми выше упомянутыя первоначальныя создания, но из несущаго. Почему лишь только (Бог) сказал, как несущее стало сущим. А так как Еллины отвергали веру, которая вообще не поддается доказательствам, то Апостол утверждает, что именно ею, а не умом постигаются высшие предметы. Ум полагает, что из ничего ничто не бывает, напротив сущее только и может быть из сущаго же, тогда как вера убеждает, что первоначальныя создания произошли из несущаго. Да и сами еллинские мудрецы часто руководятся одною верою, вполне вверлясь ей так, напр., в том, что Бог безначален (ибо умом они не в состоянии доказать эту истину) и т. п.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое

«Верою познаем…» «Откуда, говорит, известно, что Бог сотворил все глаголом? Разум не внушает этого, и никого не было тогда, когда это происходило. Известно по вере; это познание есть дело веры. Потому он и сказал: «верою разумеваем…» (Злат.). - «Из невидимого произошло видимое…» - В этом явлении мира из области невидимого в область видимого нельзя не отмечать особую преднамеренность Божию, чтобы видимый мир произошел не из таких явлений, которые по своему существу видимы, но посредством воли Божией, чтобы происхождение мира было осязательно только для веры.