Толкования на Евр. 11:19

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование

Что значит: «в притчи прият»? Значит, что, принося сына в жертву и показывая решительное в том намерение, он и сам удостоился венца, и сына получил обратно, а между тем жертва совершена принесением овна. Во всем этом Бог всяческих явил превосходство собственного человеколюбия и показал, что дал (праотцу) такое повеление, не желая смерти Исаака, а только испытывая послушание праведника.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 49.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить

См. Толкование на Евр. 11:17

Прп. Ефрем Сирин

Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование

См. Толкование на Евр. 11:17

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить

Достойно удивления то, что он, не имея другого сына, на котором мог бы ожидать исполнения обетования, но имея только одного, однако принес его в жертву. Почему же? По великой вере. Ибо он веровал, что Бог силен и после заклания его, воскресив его из мертвых, исполнит обетование, и чрез него, ожившего, умножит семя. В каком же смысле Исаак был единородным, когда у него был еще и Измаил? Но что касается обетования, то он был единородным: ибо он и был в собственном смысле семенем: ибо в Исааке наречется тебе семя (Быт. 21:12).

почему и получил его в предзнаменование

Что значит: в предзнаменование? То есть в образ, в показание тайны, относящейся ко Христу. Ибо как тогда Исаак был оставлен, овен же был заклан, так один Христос, будучи в одно и то же время Богом и человеком, по человечеству был принесен в жертву за нас, Божественная сущность же осталась непричастной страданию. Вообще же, Авраам был образом Бога Отца, Исаак – Сына Божия: так как Бог по Своему великому человеколюбию решил совершить это великое и превосходящее разум таинство – отдать Сына Своего за нас, то и желал даровать это, не как собственный Свой дар, но как бы отплатить долг, говоря при этом как бы следующее: Я ничего нового не даю человеческому естеству, принося за него в жертву Сына Своего. Ибо Авраам принес сына своего, чтобы для Меня заклать его. Почему Я возвращаю долг, а не дар даю. Или в предзнаменование, то есть в овне Авраам принес Исаака в жертву, то есть заменил овном, который был образом Исаака, то есть заклан был изображавший собой Исаака.

Евфимий Зигабен

Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование

Помыслив, яко и из мертвых воскресити силен есть Бог

Потому что как от умерщвленнаго для деторождения Он произвел его, так и его самого умерщвленная воскресит.

Темже его и в притчи прият

В знак и образ воскресения: ибо будучи умерщвлен произволением отца, он ожил по гласу остановившая заклание. Или иначе: «в притчи», т. е. во образе овна: ибо «воззрев, говорит Писание, виде, и се овен (един) держимый (рогама своима) в саде Савек: и иде и взя овна и вознесе его во всесожжение вместо Исаака сына своего» (Быт. 22:13). Все это были образы. Авраам представлял собою Бога Отца, предавшая на заклание за нас единородная Сына Своего. Исаак, без сомнения представлял собою самого Бога Сына, принесенная в жертву на кресте; овен же – образ вочеловечившагося Сына, плоть коего пострадала, при безстрастно пребывающем божестве Его.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование

«Думал, что Бог силен и из мертвых воскресить». «Смысл слов сих следующий: по той же вере, по которой Авраам веровал, что Бог даст ему сына, которого у него не было, по той же вере он был убежден, что Бог воскресит и мертвого, воскресит закланного. Одинаково было чудно, т. е. по человеческому соображению, как то, что родится сын от утробы омертвевшей, устаревшей и уже сделавшейся не способною к деторождению, так и то, что закланный воскреснет, и однако он верил; прежняя вера руководила его к вере и в будущее» (Злат.). – «Почему и получил его в предзнаменование», – греч. ὅθεν αὐτὸν καὶ ἐν παρα­βολῇ ἐκομίσατο, – слав.: тем же того и в притчи прият, т. е. «в образе, так как овен был притчей Исаака или образом. Так как жертва была совершена и Исаак был заклан в намерении Авраама, то Бог и даровал его патриарху» (Злат.).