Толкования на Евр. 11:32

Прп. Ефрем Сирин

И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках

Но чтобы не перечислять отдельно и подробно всех дел веры ветхозаветных праведников, он потом только кратко указывает на них. И что еще, говорит, скажу? ведь не достанет мне времени повествовать о Гедеоне, то есть о вере Гедеона, с тремястами мужей поразившего десять тысяч Мадианитян (Суд. 7:1 сл.), - и Вараке, верою своею победившего войско Сисара (Суд. 4:4 сл.), - и Самсоне, который, благодаря своей вере, избил ослиною челюстью тысячу человек (Суд. 15:15), - и Иеффае, который своею верою разрушил двадцать два города Аммонитских (Суд. 11:33), - и Давиде, который, благодаря своей вере, поразил Голиафа (1 Цар. 17:4 сл.) - и Самуиле, который своею верою победил Филистимлян (1 Цар. 7:10), - и о других пророках.

Блж. Феофилакт Болгарский

И что еще скажу

Доведя речь до блудницы и достаточно пристыдив их качеством этого лица, потом ради краткости не перечисляет всех по отдельности, чтобы не показаться не знающим приличия: однако и не умалчивает совсем, но, казалось бы, прекращая речь, не оставляет без внимания. И таким образом, и не утомляет слушателя, и нисколько не хуже поучает тому, чего хочет, чрез перечисление большого количества лиц.

Недостанет мне времени, чтобы повествовать

Какого? Или вообще сказано это, как принято у нас говорить, гиперболически; или: времени, потребного для послания.

о Гедеоне (ср. Суд. 6:11–26), о Вараке (ср. Суд. 4:4–9), о Самсоне (ср. Суд. 14–16) и Иеффае (ср. Суд. 11–12), о Давиде (ср. 1 Цар. 16–31, 2 Цар. 1–24 и др.), Самуиле (ср. 1 Цар. 1–10) и (других) пророках,

Некоторые спрашивают: по какой причине помещает здесь Иеффая, и Самсона, и Варака. Что ты говоришь? Сказав о блуднице, почему ему не сказать о них? Нет нужды рассказывать мне об остальной жизни их; но если они просияли верой, то на это обрати внимание. Ибо апостол занимается не жизнеописанием, но показанием веры.

Евфимий Зигабен

И что еще глаголю; не достанет бо ми повествующу времене о Гедеоне, Вараце же и Сампсоне и Иеффаи, о Давиде же и Самуиле, и о пророцех

Апостол не распространяет своих повествований, дабы не показаться многоречивым. Напротив сжато говорит и в то же время весьма понятно, с одной стороны избегая излишества, а с другой – чтобы не пропустить важнаго. И что большее, говорит он, скажу я о Гедеоне и прочих? «недостанет бо ми времени» потребнаго для повествования в Послании обо всех, которые чрез веру достигали праведности. Не удивительно, что и Варака и Сампсона и Иеффая он поставил в ряд с другими; ведь он упомянул и о блуднице: ибо предметом его было не подробное изложение жизни, а только – веры, потому что эти (только что указанныя лица) чрез нее прославились.

Иже верою победиша царствия

Так Гедеон победил царство Мадианитян, поверив Богѵ, повелевшему сразиться с ними, взяв с собою только триста человек и притом невооруженных, тогда как тех было огромное количество. (Суд. 7:8). Варак покорил царство Хананеев, поверив словам Деворы пророчицы, побудившей его к войне с ними (Суд. 4:5), Сампсон – царство иноплеменников, т. е. Филистимлян, которые назывались и Палестинцами (Суд. 13–16), Иеффай – Аммонитян (Суд. 11–12). Впоследствии и Давид победил перечисленных здесь иноплеменников, также и Самуил. Все прочие судии были руководителями народа Израильскаго вместо царей; Давид же был царь. Апостол не по порядку исчислял их, а просто привел на память тех, кто случайно вспомнился.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках

Апостол более не приводит примеров, но, окончив блудницею и пристыдив качеством этого лица, не распространяется более в повествованиях, чтобы не показаться многословным; впрочем, и несовершенно оставляет их, но весьма мудро перечисляет их мимоходом, достигая двоякой пользы - избегая излишества и не нарушая полноты (Злат.). Некоторые осуждают Павла за то, что он поставил Варака, Самсона и Иефеая на этом месте. Но что говоришь? Разве он мог не упомянуть об них, упомянув о блуднице? Здесь речь идет не о прочих обстоятельствах их жизни, но о том, была ли у них вера, сияли ли они верою (Злат.).