Толкования на Евр. 11:37

Прп. Ефрем Сирин

были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления

Были побиваемы камнями - Моисей, Навоф (Навуфей 3 Цар. 21:13, ср. 2 Пар. 24:20), - разсекаемы были, как Захария и Исаия, - искушаемы были разнообразно, как Иов (Иов. 1:1 сл.), - убийством меча умирали - Михей, Урия, Иоанн (Иер. 26:23 ср. 3 Цар. 19:10; Мф. 14:10 и парал.), - скитались в милотях и козьих кожах, как Илия и Елисей (3 Цар. 10:13.19; 4 Цар. 2:8.13.14), - терпя недостатки, скорби, озлобления.

Блж. Феофилакт Болгарский

были побиваемы камнями

Например, Навуфей (3 Цар. 21:1–15), а потом и Стефан (Деян. 6:8–15, 7:1–60).

перепиливаемы

Например, Манассией – Исаия, которого, говорят, перепилили даже деревянной пилой, чтобы это было для него тягчайшим наказанием, хотя он и без того был мучен сверх меры.

умирали от меча

Например, Михей и Захария, Иоанн Креститель и Иаков. Смотри, как одни по вере избегали острия меча, другие же умирали от меча. Таково значение веры; она совершает великие подвиги и терпит великие мучения, и при этом нисколько не думает, что страдает. Итак, почему вы, никогда еще не испытавшие ничего подобного, сетуете?

скитались в ми́лотях и козьих кожах

Например, ученики Илии, – так они были нестяжательны. Так как евреи еще не имели такого понятия об апостолах, то после упоминания о них переходит к славному пророку, взятому на небо. Выражение скитались обозначает, что они подвергались преследованиям, и потому не оставались в одном месте. Милоть же – это кожа козы, или овцы.

терпя недостатки

Например, тот же самый Илия и Елисей. Ибо женщины питали их.

скорби, озлобления

Не мало скорбей доставляла Илии Иезавель, преследовавшая его.

Евфимий Зигабен

были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления

Камением побиени Быша

Как напр., Стефан (Деян. 9).

Претрени Быша

Как, напр., Исаия

Искушени Быша

вытерпели разнообразный испытания, как лногие иа Еллинов, так и из Иудеев, принявших веру.

Убийством меча умроша

Некоторые из тех же самых. Или же теперь речь и о Захарии. Но зачем он говорит; что одни «избегоша острея меча», a другие «убийством меча умроша»? ведь то и другое друг другу противоположно. Да, одно другому противоположно, но то и это совершилось по одной и той же вере: ибо и то и другое действие веры достойно удивления, и то что один избегает великой опасности, и то, что другой терпит великое бедствие. В самом деле, одни, окруженные опасностями и верующие, что спасутся, действительно спаслись, другие же погибшие, веруя, что достигнуть великих благ, презрели смерть и охотно решились умереть.

Проидоша в милотех и козиих кожах

Употребив слово «в милотех», он пояснил его следующим словом. Собственно милоть есть одеяние из овечьих шкур, в несобственном же смысле – и из козьих кож. «Проидоша» же в таких кожах по крайней своей бедности Илия и Елисей: ибо к ним он снова возвращается. Так как Апостолы и другие доброхвальные ученики (Христовы) еще не пользовались в глазах евреев столь великою славою, то он и переносить мысли их к Илии, и Елисею, коих они весьма уважали, и напомнив им, что эти мужи вытерпели. отсюда подает им ободрение и утешение для благодушия и твердости в искушениях.

Лишени, скорбяще, озлоблени

Примеры, знакомые для тех, к кому написано это Послание: ибо и сами они потерпели то же самое.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления

Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке. Так, по приказанью нечестивой Иезавели, побит камнями Навуфей (3 Цар. 21:13, 14); пророк Азария (по иным Захария), сын Иодаев, убит был камнями, по повелению Иоаса царя, за обличение нечестия (2 Паралип. 24:20, 21). Сохранилось древнее еврейское предание о том, что Исаия пророк был перепилен. Подвергались пытке патриархи – Авраам, Иаков, Иов.

Умирали от меча. Так умерли от меча триста пять священников в Намве, по повеленью Саула (1 Цар. 22:18); так побиты пророки Божии по повеленью нечестивой Иезавели (3 Цар. 19:10, 14). О таких избиенных Господь говорил: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки, и камением побиваяй посланные к тебе (Мф. 23:37).

Скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. «Так терпели великий Илия; так жил Елисей, великий наследник его благодати; так проводила жизнь большая часть пророков, которые и домов не имели, но рубили дерева и строили себе кущи». Милоть – одежда из овечьей кожи. Пророки обыкновенно проводили самую простую жизнь; переходили с места на место; терпели нужду иногда в самом необходимом, как в пище и питии, за слово истины переносили всякие оскорбления и обиды, чему примером служит пророк Илия (3 Цар. гл. 17-19).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления

См. Толкование на Евр. 11:36