Толкования на Евр. 12:1

Прп. Ефрем Сирин

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще

Посему и мы, кои такое имеем вокруг нас, как бы собравшееся, облако, множество свидетелей бремени нашего, то есть предстоящее нам облако скорбей и бед, кои приведут к совершенству весьма многих, имеющих надежду во Христе и умирающих за Него, - сложим с себя все, чтобы не оказаться нам медлительными в борьбе с грехами, кои всегда готовы ввести нас в преступление, - и с терпением да устремимся к предлежащему нам подвигу, (приготовленному) не от одних только гонителей, но и от самого диавола.

Блж. Феофилакт Болгарский

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей

Не сказал: поднимающееся над нами, но: вокруг, то есть отовсюду нас охватывающее. Свидетелями же называет не только лиц новозаветных, но и ветхозаветных, и эти последние засвидетельствовали о величии Божием, как три отрока, и Даниил, и все пророки. Не сказал же: все множество, но облако, как наиболее приличное в настоящем наставлении. Так как те, к кому писал апостол, объяты были огнем скорбей, то, говорит, воспоминание о свидетелях, подобно облаку, охватывая вас отовсюду, освежит вас.

Свергнем с себя всякое бремя

То есть бремя земных занятий и попечение о них. Ибо, говорит, это ничто иное, как тщетное бремя. Так почему же вы огорчаетесь при освобождении от них?

И запинающий нас грех

Или легко обладающий нами, или легко могущий подвергнуть нас беде. Ибо если мы пожелаем, то легко подчиняемся греху. Или чрез грех легко подпасть беде, ибо нет ничего столь опасного, как грех.

И с терпением будем проходить предлежащее нам поприще

Не сказал: станем биться, или: станем бороться, но ставит на вид то, что было легче всего в деле подвига; не сказал: усилим подвиг, но: будем оставаться в том самом подвиге. Одни путем воздержания, другие путем милости, третьи путем иной какой-нибудь добродетели должны подвизаться; вы же - терпением. Ибо оно вам нужно, как и выше было сказано.

Евфимий Зигабен

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще

Темже убо и мы, толик имуще облежащ нас облак свидетелей

Облаком здесь называет Апостол утешение, получаемое от примера, ободрение души в несчастиях, которое, подобно облаку, орошает страждущих в горниле искушений. Далее он поясняет свои слова. Облак, это – сонм святых, свидетельствовавших об истине, подвизавшихся ради Бога и своим примером направляющих к благодушию и терпению тех, которые находятся еще в подвигах страданий, они доставляют как-бы освежение для страждущих душ и придают мужество. Их-то он и назвал облаком. Свидетелями же могут быть назнаны не только праведники новозаветные, но и ветхозаветные, как, напр., Даниил и три отрока, Елеазар с Маккавеями, пророки и вообще все, кто только подвизался ради Бога и того, что Ему принадлежит.

Гордость всяку отложше

Легкомыслие, небрежность, малодушие, помыслы низкие, недостойные подвижников и людей верующих.

И удобь обстоятельный грех

Который легко нас обступает и окружает или наоборот: которым легко мы можем овладеть когда только пожелаем, т. е. с которым мы легко можем бороться и лишить его власти над нами.

Терпением да течем на предлежащий нам подвиг

Имея, говорит, такое утешение, » да течем« путем терпения на предлежащий нам подвиг борьбы. A далее разумеется. само собою и прочее. В слове » да течем« выражается совет.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Ст. 1-2 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия

Под облаком свидетелей Апостол указывает на то множество подвижников веры и благочестия, о которых он говорил впереди, которые своим примером свидетельствовали о важности и необходимости жизни по вере и неизменного постоянства на пути благочестия. Св. Златоуст говорит: как облако своею тенью защищает того, кого палят пламенные лучи; так и воспоминание о святых восстановляет и укрепляет душу, удрученную бедствиями.

Под бременем разумеются земные заботы и привязанность к земным благам, или страсти – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2:16 сл. Лк. 21:34; Рим. 13:13; Тит. 2:11, 12).

Удобь обстоятельный или запинающий грех – это всякий грех и всякая наклонность ко греху, близкая нам, на каждом шагу готовая препятствовать нам в делах веры и благочестия, и всякий повод или случай ко греху.

Предлежащее нам поприще – это вся земная жизнь христианина, которую он должен проводить в борьбе со всеми врагами его спасения, как воин Христов.

С терпением будем проходить предлежащее поприще, то есть не будем ослабевать, не будем предаваться малодушью в подвигах благочестия.

Взирая на начальника веры и совершителя Иисуса. Иисус Христос называется начальником веры, потому что Он – виновник нашего спасения; только чрез веру в Него и можем мы вступить на путь спасения и достигать его. Иисус Христос называется совершителем – потому, что Он, благодатью своею, приводит спасаемых к последней цели, к вечному блаженству. Он есть мздовоздаятель, воздающий или награждающий за все подвиги, понесенные верующими в Него на поприще земной жизни (2 Тим. 4:7–8). Апостол изображает подвижническую жизнь христианина, сравнивая ее с подвигом на ристалище. Он как бы так говорит: после того, что мы видели, воспоминая примеры древних подвижников веры, и представляя такое неисчислимое множество праведников, которые так ясно свидетельствуют о могуществе и благотворности веры, и мы отвергнем все житейские заботы и всякое пристрастие к земным благам, избегая всякого случая ко греху, и с неослабным постоянством и мужеством будем проходить путь земной жизни в благочестии и добродетелях, всегда устремляя взоры на Начальника нашей веры, совершителя нашего спасения и праведного мздовоздаятеля Господа Иисуса.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще

Как облако своею тенью защищает того, кого палят жгучие лучи, так и воспоминание о святых восстановляет и укрепляет душу, удрученную бедствиями. Не сказал: висящий над нами, но: облежащ нас, что означает более и показывает, что, облегая кругом, это облако свидетелей делает нас более безопасными… (Злат.). - «Всякое бремя». Какое - всякое? Т е. сон, нерадение, низкие помыслы, все человеческое (Злат.). - «Запинаюший нас грех…» thneuperistaton amartian, точнее слав. : «удобообстоятельный грех…», т.е. или удобно овладевающий нами, или удобно побеждаемый; лучше последнее, так как мы можем, если захотим, легко победить грех (3лат.). - «Терпением да течем (с терпением будем проходить)…» Не сказал: будем бороться… но что всего легче на поприще, то и поставляет на вид. Не сказал также: усилим течение, но: будем терпеливы в том же самом течении, не будем ослабевать (Злат.).