Толкования на Евр. 12:4

Прп. Ефрем Сирин

Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает

Ибо, хотя вы доселе и имели преследования, однако еще не подверглись убиению, - и хотя вы противоборствовали в меньшем подвиге, однако доселе вы еще не до подвига крови против греха подвизались. Это сказал он потому, что они были преданы миру и закону, обрезывались и продолжали еще исполнять предписания закона. Приводит им притчу в пример из Премудрости Соломоновой, говоря: Сын мой! не пренебрегай научения Господня и не унывай, ибо кого любит Господь, и наказывает (Притч. 3:11-12).

Блж. Феофилакт Болгарский

Вы еще не до крови сражались

Два вида утешения - противоположные друг другу: один - когда кто-либо говорит другому: ты много потерпел, помни об этом; другой - когда говорят: ты еще не претерпел ничего великого. Первый ободряет усталую душу, имеющую многих свидетелей страдания ее; другой смиряет душу, намеревающуюся возвыситься, и возбуждает беспечную. Павел пользуется теперь обоими этими видами по отношению к евреям. Ибо сказав выше, что выдержали великий подвиг страданий (Евр. 10:32), и убедив их подражать самим себе, теперь, напротив, показывает, что они еще не совершили ничего достойного похвалы, дабы не возгордились. И обрати внимание на его мудрость. Напомнив о ветхозаветных святых, перенесших такие великие страдания, и о Самом Господе, потом показывает, что их скорби ничтожны. Ибо, говорит, вы не дошли еще до смерти, вы терпите преследования и хищение имущества: Христос же дошел до смерти. Словом сражались показывает, что хотя грех чем-то сильно и противодействует им, но они остаются твердыми и сильными в борьбе, правда, еще не в благоприятной, но довольно легкой.

Подвизаясь против греха

Против диавола, который есть самый грех, как изобретатель и наставник ему; или против того же самого греха и позорных страстей его, враждебных и губительных для нас.

Евагрий Понтийский

Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха

Не думай, что уже стяжал добродетель, если прежде не сражался за неё вплоть до крови. Ибо должно до крови сражаться, безукоризненно подвизаясь против греха, согласно божественному Апостолу.

Главы о молитве.

Евфимий Зигабен

Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха

Не у до крове стасте

Есть два вида утешения: первый, когда мы свидетельствуем кому-либо о его великом злострадании, второй, когда говорим, что он ничего особеннаго не потерпел. Первый способ (утешения) ободряет душу страждущую, так как она имеет многих свидетелей своих страданий; второй сдерживает душу, способную возгордиться (своими страданиями), и поддерживает (в терпении) душу слабую. Таким образом употребив выше первый вид (утешения), теперь употребляет другой и говорит: еще не до смерти вы противостояли страданиям. Ущерб ваш ограничивался лишением имущества, безславием, гонением; тогда как Христос и Кровь Свою честную пролил за нас. Указывая же, против кого (у них) вооружение, он прибавил:

Противу греха подвизающеся

Против виновника греха – диавола, как его изобретателя и внушителя; или против самого греха и его гнусных страстей, враждебных нам и гибельных для нас.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха

Смысл этих слов следующий: вы еще не подверглись смерти, вы только потеряли имущество и славу, вы только потерпели изгнание; Христос пролил кровь Свою за вас, а вы и за себя не пролили ее; Он даже до смерти стоял за истину, подвизаясь за Вас, а вы еще не подвергались опасностям, угрожающим смертью (Злат.). - «Подвизаясь против греха…» Здесь апостол показывает, что и грех сильно нападает и также вооружен (Злат.).