Толкования на Евр. 12:8

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Аще же без наказания есте, говорит Апостол, ему же причастницы быша вcи, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове

Здесь должно заметить слово вcи: все праведники провели земную жизнь в скорбях! ни один из них не достиг неба, шествуя по широкому пути земного благоденствия.

Прп. Ефрем Сирин

Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны

Если же без наказания Его остаетесь, коего причастниками сделались все и стали благоугодны Ему, то следовательно по делам своим вы незаконныя дети (есте), а не сыны.

Прп. Макарий Великий

<…> и как новорожденный ребенок бывает неспособным для житейских Дел — потому что города он не строит и садить не может, ни сеять и ничто иное совершать из мирских дел, потому что он еще ребенок, — так и души, хотя бы и причастились Божественной благодати, ублажаемые по доброте Господней сладостью и упокоением Духа, ради их еще младенческого возраста, однако, не подвергнувшись со стороны злых духов испытанию и искушениям и различным скорбям, в которых они должны показать свое лицо, они являются только лишь младенцами и — позволю себе так сказать — еще не пригодны для Царства, поскольку они еще не упражнялись (в терпеливом перенесении скорбей), как говорится: «Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны». Вот насколько скорби и искушения служат на пользу людям и соделывают душу опытной и твердой, если она доблестно и великодушно, с уверенностью и надеждой на Бога перетерпит скорбные обстоятельства, с несомненной верой ожидая от Господа освобождения и Его милости. И ей невозможно не получить обетование Духа и освобождение от дурных страстей, потому что она до конца, с большим терпением сохранила испытанной и верной надежду на Господа.

Собрание рукописей типа I. Слово 55.

Блж. Феофилакт Болгарский

Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны

См. Толкование на Евр. 12:7

Евфимий Зигабен

Аще же без наказания есте, емуже причастницы Быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове

Ибо сказано, что всякий сын наказуется. А если это так, то всяк, кто не наказуется не есть сын: ибо и в семьях родители не обращают внимания на детей незаконных, хотя бы они ничему не учились и не отличались добрым поведением, тогда как о своих заботятся и даже очень. А посему надлежит при наказании радоваться, потому что это есть знак законнаго сыновства, когда кто биется и наказуется, не как злодей, а как сын, котораго удерживают и охраняют, исправляя то, что дурного усматривается в нем и около него, и научая самому лучшему. Все сыны Божии, праведники, были причастны наказанию, и никто из них без скорби не достиг совершенства.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны

Как в семействах отцы не заботятся о детях незаконнорожденных… так и в настоящем случае. Потому, если не быть наказанными свойственно детям незаконнорожденным, то нужно радоваться наказанию, как знаку истинного родства (Злат.).