Толкования на Евр. 12:11

Прп. Нил Синайский

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности

Бог, изначала зная, что для нас полезно, жизнь человеческую разделил на две: на жизнь настоящую и будущую. И, желая показать, что настоящая жизнь существам разумным нужна для обучения, соделал ее исполненною скорби, печали, болезни, потому что всякое обучение и образование соединено с печалями и страданиями, от которых обучаемые делаются целомудреннее и совершеннее. Сему ясно научает нас действительный опыт. Ибо всякий, кто хочет рачительно воспитать детей своих, воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках, и в поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих. Сие же выражает и святый Павел, говоря: «всякое наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученым тем воздаст правды» (Евр. 12:11). А сим и нас научая с удовольствием переносить печальное и неприятное, но приводящее к какому-либо доброму концу, пишет: «сыне, не пренебрегай наказания Господня, ниже ослабевай, от Него обличаемый, его же бо любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, его же приемлет. Наказание терпите», и так далее (Евр. 12:5–7).

Письма на разные темы. Анфипату Созимиану.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности

Буду же я утешаться представлением отрадных последствий временного наказания Господня, и стану я неослабно подвизаться на пути добродетели. Буду я жить в мире и святости со всеми.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью

Опять от общей мысли взял повод к убеждению и говорит: «всякое наказание», и Божие, и человеческое, «кажется не радостью, а печалью». Прекрасно говорит: кажется, ибо в действительности не печаль. Ибо как было бы оно собственно печалью, будучи матерью радости? Но по отношению к нам, с недовольством относящимся к воспитанию, сказано: кажется.

Но после наученным через него доставляет мирный плод праведности

Что значит: «мирный»? - то есть непоколебимый, легкий, приятный. Ибо печалящийся чувствует смятение, а радующийся чувствует некую легкость и спокойствие. Это же - плод правды, потому что Бог, будучи праведным, успокаивает там опечаленных в этом веке. Смотри же, что воспитание называет упражнением (γυμνασίαν), так как оно укрепляет верующих и делает их как бы атлетами и более твердыми. Итак, для чего вы избегаете того, что укрепляет души ваши?

Евфимий Зигабен

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности

Всякое бо наказание в настоящее время не мнится радость быти

Он снова повод к убеждению берет от общей мысли. И кстати сказал: «не мнится»; ибо наказание ведет к радости, является в последствии как бы матерью сердечнаго веселья но оно «не мнится» таким для тех, кто с тяготою переносит его.

Но печаль

Так как тяжело переносится оно в настоящей жизни и особенно в начале производить большую скорбь.

А под словом «всякое» Он разумеет и человеческое (телесное) и духовное.

Последи же плод мирен наученым тем воздает правды

А в конце, или после конца оно «плод правды мирен воздает», т. е. приносит безмятежный и приятный плод добродетели тем, которые путем наказания получили свое нравственное воспитание, которые в течение долгаго времени и с большим терпением переносили его, зная, что оно воспитывает подвижников и делает их более крепкими и более совершенными в добродетели.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности

Принимающие горькие лекарства сначала испытывают неприятное чувство, а потом чувствуют пользу. Такова и добродетель, таков и порок: в последнем испытывается сначала удовольствие, а потом скорбь; в первой - сначала скорбь, а потом удовольствие. И, однако, то и другое неравно; совершенно не одно и тоже - наперед испытать скорбь, а после - удовольствие, или - испытать наперед удовольствие, а после - скорбь. Почему? Потому что в последнем случае ожидание будущей скорби уменьшает настоящее удовольствие, а в первом - ожидание предстоящего удовольствия много ослабляет настоящую скорбь, так что иногда там не чувствуется даже никакого удовольствия, а здесь - никакой скорби. Впрочем, не в этом только отношении есть различие, но и в другом - в том именно, что неравны относительно продолжительности времени, но одно меньше, а другие - гораздо больше… Отсюда Павел и заимствует утешение… Вы скорбите? - говорит он. Это понятно: таково всегда наказание, с этого оно начинается…, кажется не радостью (следовательно, не есть на самом деле)…. за то после наученным через него, т.е. долго терпевшим и страдавшим, доставляет мирный плод праведности, слав. : плоды мирны (karpon eirhnikon) = выражая так великое их множество (Злат.).