Толкования на Евр. 12:15

Прп. Ефрем Сирин

Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие

Наблюдайте, чтобы кто из вас не лишился благодати Божией, которая излилась на нас чрез Евангелие Господа нашего. И чтобы какой-либо корень горечи, вверх возросши, то есть какая-либо (еретическая) секта, не причинил вам вреда и чтобы многие не погибли чрез него.

Блж. Феофилакт Болгарский

Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией

Подобно тому, как некто, проходя длинный путь в сопровождении множества людей, говорит: смотрите, чтобы кто-нибудь не отстал. Ибо я стараюсь не о том, только, чтобы не сблизились, но чтобы вы и за другими наблюдали, то есть навещали, узнавали, разведывали, что касается немощных: если бы и один оказался последним, то чтобы и им не пренебрегали. Веру же и доброе поведение и будущие блага называет благодатью Божией, ибо все это от благодати.

Чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда

Это находится во Второзаконии (Втор. 29:18). Метафору же он взял от растений. Что говорит в другом месте: «малая закваска заквашивает все тесто» (Гал. 5:9), то говорит и здесь, чтобы кто-нибудь лукавый не был допущен на погибель большинства: отсеки корень горечи, то есть греха, чтобы не дал ростков, то есть чтобы других не сделал такими же. А что грех горек, что нет ничего более горького, - это знали те, кто после совершения его угрызается совестью. Заметь, не сказал: горький корень, но: корень горечи; ибо горький корень может приносить сладкие плоды, но корень горечи, то есть источник и причина (этой самой горечи, - Прим.Ред.) не может принести когда-либо сладкий плод.

И чтобы им не осквернились многие

Ибо, видя нечестивых, легкомысленные вступают в соревнование с ними и таким образом оскверняют души. Итак, пусть будут вырублены такие корни.

Евфимий Зигабен

Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие

Смотряюще, да не кто лишится благодати Божия

Наблюдая друг за другом, зорко смотря, тщательно следя, как бы кто не отстал от благодати Христовой, подобно тем, которые во время путешествия отстают от других по слабости. » Благодатию« Христовою Апостол называет здесь будущия блага, которых лишаются хромающие на поприще добродетели, и не успевающие, или же теряющие их по нерадению.

Да не кий корень горести, выспрь прозябали, пакость сотворит

Об этом сказано во Второзаконии (Втор. 29:18), и образ взят с растений. «Корнем горести» называет здееь испорченную жизнь и вредное учение. «Выспрь же прозябает», когда увеличивается вросте и выступает наружу. Пакость творит, когда, прикасаясь к другим, заражает их порчею. Или и иначе: корнем горести называет грех, как причину горести. В самом деле, хотя в момент совершения греха грешник и ощущает удовольствие, но за то после горьким образом расплачивается за него, и это знают жестоко терзаемые и угнетаемые совестию по совершении греха. И Апостол не сказал: горький корень, а сказал: корень горести; потому что горький корень может приносить плоды сладкие и приятные, а корень горести, как источник и причина горечи, никогда: ибо все, от него исходящее, горько и неприятно.

И тем осквернятся мнози

Сделавшиеся причастниками заразы, отсюда происходящей; а посему нужно таковые обретаемые корни вырывать й выбрасывать, чтобы они, произращая из себя ветви, не причинили вреда многим.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие

«Видишь, говорит Златоуст, как апостол везде заповедует всякому содействовать общему спасению? (Евр 3:13). Не предоставляйте, говорит, всего учителям, не возлагайте всего на предстоятелей; и вы можете назидать друг друга… (1 Сол 5:11; 4:18) Вы можете, если захотите, больше нас сделать друг для друга; вы чаще обращаетесь друг с другом, лучше нас знаете дела свои, видите взаимные недостатки, больше имеете откровенности, любви и общительности; а это немаловажно для научения, но доставляет великие и благодетельные удобства». - «Чтобы кто не лишился благодати Божией». Благодатью Божиею апостол называет будущие блага, евангельскую веру, добродетельную жизнь: все это от благодати Божией (Злат.). - «Чтобы какой горький корень…» и т д. Это говорится во Второзаконии (XXIX:18), а самое выражение в переносном смысле заимствовано из примера растений. Если будет такой корень горести, т.е. приносящий вред, то не позволяй ему пускать ростков, но вырывай его, чтобы он не принес свойственных ему плодов, чтобы не заразил и не осквернил других… Справедливо он называет грех горьким; действительно, нет ничего столь горького, как грех. Это знают те, которые после худых дел угрызаются совестью и испытывают великую горечь… Свойство горького - быть вредным. И прекрасно он выразился: корень горести, не сказал: горький, но: горести. Горький корень может приносить плоды сладкие, но корень - источник и основание горести - «когда не может приносить плода сладкого, в нем все горько, нет ничего сладкого, все невкусно, все неприятно, все исполнено ненависти и отвращения» (Злат.). - «Чтобы им не осквернились многие…», т.е. чтобы того не было, отлучайте от себя людей развратных (Злат.).