Толкования на Евр. 12:16

Прп. Ефрем Сирин

чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства

Да не будет кто из вас блудным и скверным, как Исав, который за одну снедь продал первородство свое (Быт. 25:31 сл.).

Прп. Исидор Пелусиот

чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства

Если ты в точности знаешь, что пресыщение порождает страсти и чревоугодие влечет к похотливости, то напрасно, думаю, спрашивал ты, как можно объяснить слова: да не кто блудодей, или сквернитель, яко же Исав. Ими Писание обличает Исава в том, что ради пресыщения чрева он соделался предателем прав первородства. Ибо, показав, что он был чревоугодник, сим самым достаточно показало, что он был и блудодей, и сквернитель.

Письма. Книга I.

Блж. Феофилакт Болгарский

Чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства

Не говорит того, что Исав был блудником, но здесь остановись: «чтобы не было между вами какого блудника». Ибо хотя намекает, что у них некоторые были гадкими, однако не желает обличать их, но притворно обнаруживает незнание, чтобы исправились. Потом снова сказал: «или нечестивца, как Исав», то есть ненасытного, мирского, оскверняющего и попирающего духовное; ибо он отдал, и притом за одну снедь, данное ему от Бога преимущество первородства (Быт. гл. 25). Это и есть нечестие, именно пренебрежение к божественному. Здесь показывает им, какое зло - нерадивость, потому что старший, впав в малодушие и не устояв против желания поесть, сделался младшим.

Евфимий Зигабен

чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства

Да не кто блудодей

Т. е. чтобы не был. А среди них некоторым таковым естественно быть таковыми.

Или сквернитель, якоже Исав

Сквернителем здесь называет чревоугодника и невоздержника, за малое удовольствие продающаго великую честь и благоволение от Бога.

Иже за ядь едину отдал есть первородство свое.

Продал честь своего первородства, продал благодать, которою пользовался, как первородный сын. «За ядь едину», т. е. за чечевичную похлебку красноватаго цвета Иакову, брату своему. Почему и прозван Едомом: ибо Едом означает красноту (Быт. 25:30). Изъяснительный смысл сих слова, следующий: как младший Иаков, приобревши первородство, предпочтен старшему Исаву, так новый народ Христов предпочтен древнему народу Моисееву и этот за легкомыслие лишился благоволения, а тот за усердие приобрел его.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства

Пусть никто не будет, подобно Исаву, сквернителем, т.е. чревоугодником, невоздержным, преданным миру, презирающим блага духовные…, который данную от Бога честь отдал по собственной беспечности, и для малого удовольствия потерял величайшую честь и славу (Злат.).