Толкования на Евр. 13:5

Прав. Иоанн Кронштадтский

Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя

Не люби богатства и не старайся умножать его, не довольствуясь тем, что имеешь. Смотри, разбогатевши, ты вместо Бога будешь надеяться на богатство: оно сильно ослепляет глаза человеку, надмевает и всесторонне портит его. Старайся быть довольным немногим, имея в виду благопопечительность о тебе Отца Небесного, Который не оставит тебя.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Имейте нрав несребролюбивый

Не сказал: ничего не приобретайте, но, если и имеете, не будьте рабами, а свободно относитесь к тому, что имеете, так, чтобы не печалиться, если вы когда-либо лишитесь чего из имущества, как и выше сказал: расхищение имения вашего приняли с радостью (Евр. 10:34). И вообще, так как многие после потери имущества стараются снова приобретать его, то в виду необходимости оказывать помощь другим говорит: имейте нрав несребролюбивый. Почему и продолжает.

Довольствуясь тем, что есть

Показывает, как можно бы быть не сребролюбивыми, а именно: если мы довольствуемся тем, что у нас есть, если мы не стремимся к приобретению чего-нибудь сверх потребного и необходимого. Ибо кто стремится к приобретению более, чем нужно, - тот, очевидно, сребролюбив.

Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя (Нав. 1:5; Быт. 28:15).

Так как, вероятно, некоторые говорили: что же, если у нас нет и необходимого? - отвечает, что этого никогда не может быть, ибо Бог устами Исаии говорит: не оставлю тебя (Ис. 43:2) и, конечно, не лжет. Но так как, вероятно, те же самые из иудеев говорили: чем настоящим мы довольствоваться будем? Мы разграблены и у нас ничего не осталось, - говорит: можно довольствоваться и тем, что осталось, хотя бы этого было и мало. Ибо Бог сказал: не оставлю тебя, то есть Я не допущу тебя до этого. Если, быть может, апостол и понимал это относительно потребного, то ты понимай так, что это сказано и относительно всякого дела.

Евфимий Зигабен

Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя

Не сребролюбцы нравом

Т. е. да будет нрав не сребролюбивый. Нравом называет душевное желание: ибо можно быть сребролюбивым, и не имея у себя сребра, а только по одному желанию и стремлению к нему. А так как были (среди них) пострадавшие от расхищения имущества, которые довольствовались кое чем немногим, то он прибавил:

Доволни сущими

тем, что осталось. A далее прилагает и утешение в следующих словах:

Той бо рече: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити (Втор. 31:6)

«Той, это – сам Бог, хотя и изрек сие чрез другаго, ибо в первой книге Паралипоменон написано: я Господь Бог (мой) с тобою, не отступит от тебе, ниже оставит тя (1 Пар. 28:20). Слова богоносных мужей мы принимаем за подлинныя слова самого Бога.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

Ст. 5-6 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?

«Имейте нрав не сребролюбивый…», т.е. пусть ум ваш будет свободен, пусть мысли ваши будут выражать любомудрие; а это обнаружится, если мы не станем искать лишнего, если будем довольны только необходимым… Присовокупляет и утешение, чтобы не отчаивались (Злат.), напоминая слова Божии в Быт XXVIII:15; Нав. 1:5 и слова Псалмопевца - Пс CXVII:6.