Толкования на Фил. 3:15

Свт. Иоанн Златоуст

Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет

Что такое – «это»? То, что заднее должно забывать, почему свойство совершенного – не считать себя совершенным. Как же ты говоришь: «Кто из нас совершен»? Так ли мы рассуждаем, как ты рассуждаешь, скажи мне? Если ты не достиг и не усовершился, то почему же совершенным повелеваешь мудрствовать то же, что сам мудрствуешь, не будучи еще сам совершенным? Потому, говорит, что это и составляет, совершенство. «Если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет», т. е., если кто думает (и иначе), что он совершил все добродетели. (Апостол) предостерегает (филиппийцев), но сказал не так, – а что? «Если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет». Смотри, как он скромно сказал это. Бог вас научит, т. е. Бог вас уверит, а не просто научит, потому что учил Павел, но вразумлял Бог; впрочем (апостол) не сказал – вразумит, но: «откроет», чтобы показать, что дело происходит преимущественно от неведения. Это сказано не о догматах, но о совершенстве жизни, и о том, чтобы не считали себя совершенными, так как кто думает о себе, что он уже достиг всего, тот не имеет ничего.

Беседы на послание к Филиппийцам.

Свт. Иларий Пиктавийский

Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет

Если мы, в силу свойственной человеку склонности заблуждаться, примем что то за ясный смысл, то мы не должны отказываться от углубления понимания через благодать откровения, чтобы понятое нами когда-то по-своему не заставило стыдиться за перемену мысли. Об этом мудро и сдержанно блаженный апостол Павел написал филиппийцам: Итак, кто из вас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.

О Троице.

Свт. Феофан Затворник

Елицы убо совершении, сие да мудрствуим: и еже аще ино что мыслите, и сие Бог вам открыет

Прежде говорит Апостол, что еще не достиг, не совершился,—а здесь говорит: елицы совершенни — и себя к ним причисляет: сие да мудрствуим. — Какая у него мысль? Или такая: которые из вас думают, что совершенны уже. Узнал Апостол, что есть между филиппинцами такие много о себе думающие, и возводит их к смиренномудрию. И прежде он вразумлял уже их примером Господа, Себя ради нас смирившего, а теперь вразумляет своим примером, — показанием, как он, при всем том, что есть богоизбранный Апостол, именно о себе думает. Он говорит как бы: итак, которые из вас совершенными уже себя считают,— переменим свое о себе мнение, станем думать, как я изложил. Себя же в число наставляемых вставил, чтобы смягчить обличение и исправительное внушение.

Или слово: совершении — берется у него не вполне, а относительно: которые посовершеннее других. В обществе лиц все на одной линии никогда не бывают, и всегда одни получше, другие похуже, иные же — очень хороши, — выдаются из-за других. Этим-то Апостол и говорит: которые получше других, не допускайте мысли, что вы уже дошли до конца, а думайте, как я,— что еще не достигли, еще не совершились, и, задняя забывая, стремитесь всё вперед и вперед.

Или совершенными называет стремящихся к совершенству и ревнующих достигнуть его; как бы так: вы, стремящиеся к совершенству, если хотите достигнуть его, никогда не думайте, что достигли его, а всё — гоните и гоните вслед его — и достигнете. То и признак, что стремится кто к совершенству и достиг его в известной мере, что он считает себя несовершенным. При первых шагах на пути к совершенству иной может еще подумать, что совершен, но, прошедши немного, непременно увидит, что путь далек, и чем больше и быстрее идет, тем последний предел видится дальше и дальше. Апостол выражает как бы: сколько бы ни были мы совершенны,— так да мудрствуем. Нечего и прилагать к себе совершенства, когда таков закон, что совершающиеся видят себя все больше и больше менее совершенными. Святой Златоуст говорит, что «то и совершенство, чтобы не почитать себя совершенным. Что такое: сие? То, что заднее должно забывать; почему свойство совершенного — не почитать себя совершенным. Это составляет совершенство».

И еже аще ино что мыслите, и сие Бог вам открыет. Темновато. Прямее будто такая мысль: если вы иначе как об этом рассуждаете, то, я уверен, Бог вам откроет, что вы неправо судите, и наведет вас на изложенный мною образ мыслей,— и сие открыет. Можно дополнить: молюсь, да откроет, или: молитесь, и откроет Бог, или просто: открой вам, Господи, и сие. Апостолу предлежало сказать: если вы иначе судите, то вразумляйтесь; но он дал такой оборот речи, что и у них возбуждает желание вразумления. Святой Златоуст говорит: «аще ино что мыслите,— то есть если кто думает, что он совершил все добродетели. Апостол предостерегает филиппийцев,— но сказал не так, а что? и сие Бог вам открыет. Смотри, как он скромно сказал это. Бог вас научит: ибо хотя учит Павел, но вразумлял Бог. Впрочем, Апостол не сказал и вразумит; но: открыет,— дабы показать, что такое мнение происходит преимущественно от неведения. Сие сказано не о догматах, но о совершенстве жизни и о том, чтоб не считали себя совершенными; ибо кто думает о себе, что он уже достиг всего, тот не имеет ничего».

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет

Итак, кои сочли себя совершенными, хотя им не подобало бы так думать о себе, те пусть мыслят так, как мыслю я. И если кто иначе мыслит кроме того, что я признал для вас очень полезным, то и это вам Бог откроет.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.

Блж. Августин

Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет

Апостол называет себя и несовершенным (Ср. Фил. 3:4-11), и совершенным. Несовершенство его проявляется в том, что так много не хватает до праведности, полноты которой он жаждет; совершенство - в том, что он не стыдится признать свое несовершенство и продвигается по пути совершенства. Так, мы можем сказать, что совершенен путник, приход которого благополучен; но не было бы совершенным намерение, если бы приход не состоялся.

Против двух посланий пелагиан.


Все мы, совершая поприще совершенным образом, должны понимать, что мы еще не совершенны; наша надежда в том, что мы можем стать совершенными там, куда направляемся.

Об усовершенствовании человеческой справедливости.

Блж. Феодорит Кирский

Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет

Таких мыслей надлежит нам держаться о предлежащих наградах. Если и не точно знаем, в чем они состоят, то должно нам знать, что покажет это нам Подвигоположник Бог.

Толкования на послания святого Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить

Что же такое это? То, чтобы забывать заднее. Свойство совершенного человека - не считать себя совершенным; потому что совершенство заключается в том, чтобы не полагаться на себя.

Если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет

Здесь Павел обнадеживает филиппийцев: если, говорит, вы думаете, что все сделали, то Бог покажет вам, как не ведающим, должное. Это сказано о совершенстве жизни и о том, чтобы они не считали себя совершенными.

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.

Марий Викторин

Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет

Павла следует понимать так: если нечто из того, что мы говорим, вы воспринимаете и понимаете иначе, вы можете так думать - я вам позволяю. Помни, что здесь он говорит о людях совершенных. Ибо сказал: итак, кто из нас совершен… [А слова]: и это Бог вам откроет, - хорошо сказаны, потому что включают и то, что вы думаете, и то, что я сказал.

Комментарий на Послание к Филиппийцам.

Лопухин А.П.

Ст. 15-16 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить

Так нужно мыслить о возможности «христианского совершенства». Может быть читатели еще не поняли, что такого совершенства на земле не может быть, но они со временем поймут это: «наш Бог» (т. е. Бог как Отец христиан - по-греч. слово Бог - qeoV поставлено с членом - o) им это раскроет. Нужно пока держаться только того, чего уже достигли, не отступать назад.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Фил. 3:12