Толкования на Фил. 3:19

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 19-21 Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все

«Их», – говорит, – «бог – чрево». Потому бог у них – «Станем есть и пить» (1 Кор. 15:32). Видишь ли, как худо удовольствие? У одних бог деньги, а у других – чрево. Таковые не идолопоклонники ли, даже не хуже ли их? «И слава их», – говорит, – «в сраме». Некоторые говорят, что этими словами указывается на обрезание; а я говорю совсем другое, именно вот что значат эти слова: они величаются тем, чего бы надлежало им стыдиться. То же говорит (апостол) в другом месте: «Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь» (Рим. 6:21)? Делать постыдное – тяжкий грех; грех наполовину уменьшается, если делающий стыдится; а когда кто еще хвалится постыдным, то это верх бесчувствия.

Ничто не может, более побудить стыд, и быть укорительнее этого изречения: «Их бог – чрево, и слава их – в сраме». Кто это такие? Те, которые «они мыслят о земном», которые говорят: мы построим дома. Где? На земле. Говорят: купим поля, – опять на земле; получим власть, – опять на земле; достигнем славы, – тоже на земле; разбогатеем, – все на земле. Вот те, «их бог – чрево»! Те, которые не думают о духовном, которых все заботы и помышления ограничиваются землей, поистине имеют богом чрево, говоря: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15:32). «Их бог», – говорит, – «чрево». Посмотрим, как Павел служил Богу; посмотрим, как и чревоугодники (служат) чреву. Не подвергаются ли они бесчисленным смертям? Не боятся ли отказать ему в каком бы то ни было требовании? Не раболепствуют ли ему даже в невозможном? Не хуже ли они невольников? Но Павел не таков, потому он и сказал: «Наше же жительство – на небесах». Не будем же и мы искать покоя здесь (на земле); пожелаем сделаться славными там, где и житие наше. «Откуда», – говорит, – «мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его». Постепенно возводит нас: с неба, говорит, Спаситель наш, доказывая величие местом и лицом. «Который уничиженное тело наше», – говорит, – «преобразит». Тело наше ныне много терпит; его вяжут, бьют, оно претерпевает бесчисленные беды. Но и тело Христово столько же терпело. На это он намекает, говоря: «что оно будет сообразно славному телу Его». Потому, хотя тело то же самое, но облекается в бессмертие. «Преобразит», – говорит. Следовательно (оно будет иметь) и другой образ; или же он так назвал изменение в несобственном смысле. Сказал же – «уничиженное тело наше» потому, что оно ныне уничижено, подвержено тлению, болезни; ныне оно кажется ничтожным и ничем не лучше прочих (тел). «Что оно будет сообразно», – говорит, – «славному телу Его». Увы! Это тело будет сообразно тому телу, которое сидит одесную Отца, которому поклоняются ангелы, которому предстоят бесплотные силы, которое превыше всякого начальства, власти и силы, – вот какому оно сообразно будет. Итак, если вся вселенная будет слезно оплакивать (людей), потерявших эту надежду, то оплачет ли она достойно, что и при данном нам обещании – «что оно будет сообразно» тело наше отходит вместе с демонами? Я не упоминаю уже о геенне; что бы ты ни сказал – все почитаю за ничто в сравнении с такой потерей. Что ты говоришь, Павел? Тому ли сообразно будет? Да, говорит. А для удостоверения приводит и доказательство: «Силою», – говорит, – «которой Он действует и покоряет Себе все». Христос имеет силу, говорит (апостол), покорить Себе все, следовательно и тление и смерть, и преимущественно той же самой силой Он сделает и это. И для чего, скажи мне, потребно больше силы: покорить ли ангелов, и архангелов, и херувимов, и серафимов, и демонов, или сделать тело нетленным и бессмертным? Без сомнения гораздо более для первого, нежели для последнего. Он показал большие дела Своей силы, чтобы ты и последнему поверил. Итак, хотя вы видите (миролюбцев) в радости, хотя видите в славе, – стойте, не соблазняйтесь их примером, и не страшитесь. Надежда (на прославление тела) сильна возбудить самого ленивого и сонливого.

Беседы на послание к Филиппийцам.

Свт. Феофан Затворник

имже кончина погибель, имже бог чрево, и слава в студе их, иже земная мудрствуют

См. Толкование на Фил. 3:18

Прп. Ефрем Сирин

Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном

И нашли они себе, благодаря этой вражде, конец погибельный, - коих богом почитается чрево их, поелику они чтут Бога ради земных обетований - и славу свою имеют одетою в стыд их, то есть хвалятся тем самым, что они были приведены (к исполнению закона) в качестве наемников чрева своего, - кои земное одно только помышляют в себе и о земных обещаниях закона.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.

Прп. Исидор Пелусиот

имже кончина погибель, имже бог чрево, и слава в студе их, иже земная мудрствуют

Апостол, обвинив мудрствующих о земном, сказал, о премудрый: наше бо житие на небесех есть (Фил. 3:20), - и сим делающих что-либо маловажное и худое противопоставил совершающим дела великие и смелые. Ибо одни презренны и низки, а другие высоки духом и парят к небесам. Смиряя же превозносящихся пред братиями, говорит он: не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся (Рим. 12:16), и сим не воспрещает им помышлять о премирном, но искореняет в них презорство и кичливость.

Ибо велемудрие, то есть высота духа, - это одно, а другое - гордость, то есть высокомерие. Первое все случающееся уничижает собственным своим мужеством, а вторая всех людей признает низшими собственной своей низости; первое помышляет о премирном, а вторая мечтает о земном; первое вожделеет славы Божественной и приснопамятной, а вторая любит славу угасающую.

Письма.

Блж. Феофилакт Болгарский

Их конец - погибель, их бог - чрево

Потому что они служат ему, как Богу, и всячески угождают ему. Для одних бог - деньги, для других - чрево; о них Павел говорит в другом месте: будем есть и пить, ибо завтра умрем (1 Кор. 15:32). Вот новое идолослужение.

И слава их - в сраме

Некоторые понимают это об обрезании, которое они считали славой, но которое на самом деле есть бесславие. Но это неверно; он чрез это показывает их неразумие. Ибо согрешающие должны бы стыдиться и скрываться; а они считают это для себя славой.

Они мыслят о земном

Потому что богом они имеют чрево, ничего не думая о духовном или небесном.

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.

Амвросиаст

Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном

Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном. Здесь Павел имеет в виду и тех, кто отвращал галатов. Хитростью поступая, они разрушали церкви Божий, под именем Христа проповедовали иудейский закон… О них Павел вспоминает с горечью и слезами, ибо они препятствовали спасению верующих, ставя вопросы о еде и воздержании от пищи, словно в еде спасение и словно Бог - чрево, чтобы Он мог получать наслаждение от земной еды согласно закону. А они тем временем хвалились обрезанием своих интимных мест. Это и значит - помышлять о земном, ибо помышляющий о духовном хвалится верою, надеждою и любовью.

На Послание к Филиппийцам.

Марий Викторин

Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном

Есть два образа… врагов креста Христова. Одни, плотски воспринимая крест, осмеивают Христа, считая Его человеком, распятом на кресте. Такие нечувствительны ни к чему, кроме плоти; их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном, а конец их - погибель (Фил. 3:19). А другие, духовно воспринимая Христа, не понимают, что Он воплотился и был распят на кресте. Поэтому они - враги креста Христова и конец их - погибель.

Комментарий на Послание к Филиппийцам.

Лопухин А.П.

Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном

См. Толкование на Фил. 3:17