Толкования на Фил. 4:3

Свт. Иоанн Златоуст

Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни

См. Толкование на Фил. 4:2

Свт. Климент Александрийский

Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни

См. Толкование на Фил. 4:2

Свт. Феофан Затворник

Ей молю и тебе, супружниче присный, споспешествуй им, яже во благовествовании сподвизашася со мною, и с Климентом, и с прочими споспешники моими, ихже имена в книгах животных

Увещание к единомудрию в Господе, которое жены те должны были выслушать пред целою Церковию: ибо Послание было ко всем и всеми вместе должно было быть читано,— такое увещание и само по себе было уже очень сильно и убедительно. Но святой Павел любит доводить дело всякое до конца, чтоб иметь удостоверение, что он сделал все нужное и что сомневаться в успехе уже нет основания, потому что не оставлено никакого прохода для лжи и заблуждения. Почему молит еще кого-то споспешествовать им. Споспешествуй, συλλαμβανου, - возьми, как бы за руки, и ту и другую и приведи их к единомудрию, если б это потребовалось, если бы оказалось нужным, к моему слову приложить и твое содействие, — войди в их положение религиозное и помоги им.

Кто такой, к кому обращается святой Павел? Супружник присный. — Супружник — одно ярмо влекущий. Иго Апостола было — проповедь Евангелия и устроение Церквей. В каждом месте, где он основывал Церкви, первые верующие, как первенцы, были его содействователями в дальнейшем распространении Евангелия. Им он поручал юные Церкви, когда выходил из их мест. Кто-нибудь из таковых был и этот искренний супружник, к которому обращается теперь святой Павел. Не именует его; потому что и ему, и всем было понятно, к кому идет речь. Может быть, это был темничный сторож (см.: блаженный Феофилакт). Святой Златоуст говорит о нем: «мне кажется, что оные жены были важны в Церкви Филиппийской,— и Апостол препоручает их мужу, конечно,— достойному удивления, которого и называет сотрудником; которому, быть может, он обыкновенно поручал, как споспешнику, соучастнику и брату (тамошнюю Церковь)».— О других же мнениях о сем святой Златоуст говорит: «нет нужды со всею точностию изыскивать, кто он таков». Довольно знать: «искренний брат, истинный муж».

Приведем, однако ж, одно мнение, опровергаемое Феодоритом и другими, и самим святым Златоустом. «Под словом: супружниче — иные несмысленно разумели жену Апостола, не обратив внимания на написанное в Послании к Коринфянам, а именно что Апостол сопричисляет себя к безбрачным; ибо говорит: глаголю же безбрачным и вдовицам, добро им есть, аще пребудут, якоже аз (ср. 1 Кор. 7:8). И явно,— что был ли он безбрачен или вдов, но жены не имел, и вернее то, что был безбрачен, потому что призван, когда был еще юношею. Посему супружником называет Апостол того, кто влечет с ним одно и то же иго благочестия, и просит его сделаться споспешником доблестных жен и устроить в них единомудрие».

Самых же жен Апостол превозносит великими похвалами, показывая как бы, что стоит потрудиться ради них и что достойно сожаления, если такие лица останутся с таким пятном или подвергнут недоумению даже записание их в книге животной.

Яже сподвизашася во благовествовании со мною. «Что ты говоришь? Жены подвизались вместе с тобою? Да, говорит, немало и они помогали. Хотя у него и много было сотрудников, но в числе многих содействовали и жены — То, что такою честию пользовались славные, и мужи, и жены, производило много добра. Во-первых, потому, что и прочие возбуждались к равной ревности, во-вторых, чрез почтение они (почитавшие) получали пользу; в-третьих, и сами они (хвалимые сотрудники) делались ревностнее и усерднее. Посему ты видишь, что святой Павел везде старается поставлять таковых на вид».

Где и как они сподвизались с Апостолом, не видно. Может быть, в самых Филиппах, или около, и в первое там пребывание Апостола, и в неоднократное посещение им сего города. — Но сопоставление их с Климентом и другими сотрудниками наводит на догадку, — что они или были в Риме временно и оттуда воротились теперь в Филиппы, или сами были римлянки, теперь только переселившиеся в этот город. Бывши в Риме, они содействовали Апостолу вместе с Климентом и другими лицами в распространении веры по Риму. Ибо Апостол, находясь в узах, у себя мог принимать приходящих, а сам выходить не мог Его заменяли в этом рассылаемые им помощники — Климент и другие. В числе их потрудились и эти жены. «Так ли, или иначе», — самая высокая похвала для сих жен та, что Апостол называет их соучастницами в перенесении опасностей ради Евангелия (см блаженный Феодорит). Если принять высказанное предположение, то под Климентом разуметь святого Климента Римского не будет представлять никакого затруднения.

Ихже имена в книгах животных. Не записываю, говорит, здесь их имен они записаны в лучшей книге, откуда не изгладятся их славные имена в вечные веки,— имена не Климента только и других сотрудников, но и самых жен. Потому-то особенно и жалко, если они подвергнутся опасности потерять это превысокое преимущество. Потеря будет ничем не вознаградимая. Слушали это жены, — и что могло сильнее покорить их единомудрию о Господе, если б еще оставался у них какой след неединомудрия?! «Видишь ли, как он свидетельствует об их добродетели? Что Христос сказал Апостолам: не радуйтеся, яко дуси вам повинуются, но яко имена ваша написана суть на небесех (ср.: Лк. 10:20); то же свидетельство дает и святой Павел означенным лицам, словами: их же имена в книгах животных» (святой Златоуст).— То есть они все отселе еще сопричислены к несомненным наследникам Царства Небесного. Так высоко пред лицем Господа содействие распространению святой веры христианской.

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни

Итак прошу тебя, Хенизий искренний сотрудник мой, то есть такой же как я изгнанник и старец, споспешествуй Еводии и Синтихии, ибо они вместе подвизались и соделались причастницами моего подвига, в Евангелии, то есть в преследовании, возбужденном против меня в ихнем городе, когда я давал ответ за Евангелие (Деян. 16:12 сл.). И не они только одни соделались соучастниками в борьбе моей, но также и Климент с прочими сотрудниками, коих имена я не написал здесь, поелику их много, но они вписаны в книге жизни.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни

Имена подвизавшихся в благовестии с апостолом, с Климентом и сподвижниками его, записаны, по словам учителя языков, в книге жизни: это, конечно, несомненно. Подвиг благовестия, вероятно, искупил все грехи этих сподвижников, которые, вероятно, были не безгрешны, как еще недавние язычники, ходившие в суете ума, творившие волю помышлений.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни

Под словом сотрудник (Греч. γνήσιε σύζυγε; церк.-слав. супружниче присный.) иные несмысленно разумели жену апостола, не обратив внимания на написанное в Послании к Коринфянам, а именно, что апостол причислял себя к безбрачным; ибо говорит: Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я (1 Кор. 7:8). И явно, что был ли он безбрачен или вдов, но жены не имел, а вернее то, что был безбрачен; потому что призван, когда был еще юношей. Поэтому сотрудником называет апостол того, кто влачит с ним одно и то же иго благочестия, и просит его соделаться споспешником доблестных жен и устроить между ними согласие.

Толкования на послания святого Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни

См. Толкование на Фил. 4:2

Марий Викторин

Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни

Выше мы сказали, что Павел послал Епафродита к филиппийцам (см. Фил. 2:25-30). Далее мы обнаруживаем, что он его жалеет, говоря: в спешке я его послал. Итак, тут как бы прибавлено, что в своем послании Павел обращается с поручением именно к нему и просит и умоляет его научить этих женщин, Еводию и Синтихию, чтобы они мыслили одинаково в Господе… А что именно Епафродиту он поручил помочь вышеупомянутым женщинам иметь общее разумение, нетрудно понять из того, что тут он сказал: прошу также и тебя, брат и сотрудник, а выше называл Епафродита своим братом и соратником (Фил. 2:25).

Комментарий на Послание к Филиппийцам.

Лопухин А.П.

Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни

Сотрудник - правильнее: Синзиг (sugzuge - перевод русский: «сотрудник» допускает слишком большую неопределенность, потому что сотрудников у Апостола было немало…). - Искренний - точнее: настоящий, подлинный (gnhoie), т. е. характер которого вполне отвечает смыслу имени Синзиг - сотрудник. Вероятно, это был один из «епископов» (Фил. 1:1). Он должен помочь означенным выше женщинам прийти к соглашению, потому что они помогали Апостолу в деле проповеди Евангелия. Апостол при этом упоминает о Клименте-филиппийце и других своих сотрудниках. Их имена уже значатся в книге спасенных (книге жизни ср. Исх. 32:32 и Откр. 20:12).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Фил. 4:1