Толкования на Гал. 1:14

Свт. Иоанн Златоуст

и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий

Чтобы ты не подумал, что такая деятельность его была следствием гнева, он поясняет, что все это он делал по ревности, хотя и в неведении, и гнал не из тщеславия, и не по вражде, но – «будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». А слова эти значат следующее: «Если то, что я делал против Церкви, я делал не по побуждениям человеческим, а по ревности божественной, правда, ошибочной, но во всяком случае – ревности, то как же теперь, подвизаясь за Церковь и познав истину, я могу делать это по тщеславию? Ведь если во время заблуждения мною не обладала такая страсть, но побуждала меня к подобному образу действий ревность по Боге, то тем более, когда я познал истину, несправедливо было бы подозревать во мне подобное тщеславие. Действительно, лишь только я обратился к догматам Церкви и отказался от всех иудейских заблуждений, я проявил еще большую ревность здесь, нежели там, а это служит доказательством того, что я истинно переменился и объят божественной ревностью. Если же не это, то что ж другое, скажи мне, могло расположить меня к такой перемене и променять честь на поношение, покой – на опасности, безопасность – на страдание? Не было никакой другой причины, кроме одной только любви к истине».

Гомилии на Послание к Галатам.

Свт. Феофан Затворник

и преспевах в жидовстве паче многих сверстник моих в роде моем, излиха ревнитель сый отеческих моих преданий

См. Толкование на Гал. 1:13

Прп. Ефрем Сирин

и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий

См. Толкование на Гал. 1:6

Блж. Иероним Стридонский

и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий

Мудро говорит Павел в своем повествовании, что [прежде] он служил не столько закону Божию, сколько отеческим, т.е. фарисейским, преданиям, которые учат учениям и заповедям человеческим(Мф. 15:1-20); (Мк. 7:1-23).

Комментарий на Послание к Галатам.

Блж. Феофилакт Болгарский

И преуспевал в Иудействе более многих сверстников; в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий

Всех, говорит он, сверстников я превзошел горячностью, и в войне против Церкви шел впереди; иначе: был в чести у иудеев. Но не думай, что это было делом тщеславия или гнева, а из ревности. Итак, если я боролся против Церкви не по человеческим каким-нибудь расчетам, но из ревности по Боге, хоть и заблуждался, то как же теперь, когда познал истину, стал бы я проповедовать из любви к человеческой славе что-нибудь другое, а не то, что повелевает истина и чему научил меня Христос.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий

Павел, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитан в том же городе, и тщательно был наставлен в отеческом законе (Деян. 22:3) фарисеем Гамалиилом, законоучителем, которого уважал весь народ (Деян. 5:34). Как наставленный знаменитым учителем, преданным секте фарисейской, Павел и в познании закона Моисеева, и в приверженности к Иудейской вере, естественно мог превосходить многих сверстников между своими единоплеменниками и сделаться неумеренным ревнителем своих отеческих преданий, т.е. ревнителем тех преданий, которые освящались Моисеевым законом, действительно ли на нем утверждались или такими почитаемы были по толкованию законоучителей – фарисеев. Неумеренную ревность свою к отеческим преданиям Павел показал в жестоком преследовании христиан, как сам он говорил о себе: я даже до смерти гнал последователей сего учения (Христова), связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин, как засвидетельствует о мне первосвященник и все старейшины, от которых и письма взяв к братиям, живущим в Дамаске, я шел, чтобы тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание (Деян. 22:4, 5; сл. 26:10, 11).

Апостол рассказал о своей прежней жизни, когда он следовал закону Моисееву, о своей чрезмерной привязанности к отеческим преданиям и о том, что он с жестокостью преследовал верующих в Иисуса Христа. Весь рассказ его клонится к тому, чтобы видели, как невозможно было обращение его к вере во Христа без особенного Божеского содействия. Св. Златоустый говорит: «Как бы ты доказал неверующим, что сам Бог открыл тебе оные неизреченные тайны без посредства Божеского? Это доказывают, говорит (Павел), прежний мой образ жизни, прежние мои мысли и внезапная перемена их. Ведь если бы не Бог открыл мне оные тайны; я не мог бы так внезапно и скоро перемениться. Для людей учащихся, когда они твердо и пламенно держатся противных своих мнений, много потребив времени и старания, чтобы переувериться в них. Посему, кто так внезапно переменился и, быв на самой высоте безумия, пришел в такое искреннее сознание; тот, явно, Божиим откровением и наставлением так внезапно возвратился к здравомыслью».

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий

См. Толкование на Гал. 1:13