Толкования на Гал. 3:8

Свт. Иоанн Златоуст

И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы

Так как галатов смущала мысль, что закон древнее веры, а вера [во Христа пришла] после закона, то Павел уничтожает и это их недоумение, показывая: вера древнее закона, что очевидно из примера с Авраамом, ибо последний получил оправдание прежде, нежели явился закон. А вместе с тем апостол показывает, что и случившееся в последние времена произошло по пророчеству: Писание, говорит он, провидя, что Бог верою оправдает язычников, а не от закона, предвозвестило Аврааму. Что же это значит? Сам Законодатель, говорит этим апостол, прежде нежели дал закон, определил, чтобы язычники оправдывались верою. И не сказал: [Писание] «открыло», но - благовествовало, дабы ты знал, что такому способу оправдания радовался и патриарх, и сильно желал, чтобы это было приведено в исполнение.

Гомилии на Послание к Галатам.

Свт. Феофан Затворник

Предувидевше же Писание, яко от веры оправдает языки Бог, прежде благовествова Аврааму: яко благословятся о тебе вси языцы

По сему-то закону правды Божией, определявшему единое ценное в очах Божиих духовное родство Авраама, состоялось и то обетование Аврааму, что о нем благословятся все народы. - Провидел Бог (ибо под Писанием провидящим разумеется Бог, дающий Писание), как язычники, отделившиеся от народа Божия и жившие без подъяремности закону, уверуют в имевшего произойти по плоти от Авраама Христа Господа и через то вступят в духовное родство с Авраамом и подойдут под токи благословения, почивавшего на Аврааме, провидел все это и изрек то обетование, что о нем благословятся все народы.

О тебе - или за уподобление тебе верою (см.: святой Златоуст, Экумений, святой Кирилл Александрийский), или о тебе,- ради семени от тебя имевшего произойти, то есть Христа (см.: те же, блаженный Иероним и другие). Точное определение этого здесь не имелось в виду у Апостола. Это делает он ниже (в стихах 15—16). Нечего потому и останавливаться на сем. Главное у Апостола здесь напечатлеть убеждение, что верующие, помимо закона, по силе одной веры суть уже Авраамовы и заключаются в обетовании, данном Аврааму. «Что значит сие (то есть изреченные слова)?» - спрашивает святой Златоуст. И отвечает: «то, что сам Законодатель прежде, нежели дал закон, определил язычникам оправдание чрез веру. И не сказал: открыл, но: благовествова, - чтобы ты знал, что о сем способе оправдания и сам патриарх радовался и очень желал, чтобы оный скорее приведен был в исполнение». Не теперь только мы стали впервые возвещать силу веры: «издавна и определил и предвозвестил сие Бог» (блаженный Феодорит). Таков изначала предначертанный Богом порядок Божеского о людях промышления! И вот он-то теперь исполняется в вас! Божие благоволение и благословение, всякая благодать и спасение только вере усвояется, как в Аврааме. Бог отделил Себе народ и облек его законом на время для Своих промыслительных целей. А языки оставил ходить в волях своих, тоже до времени: ибо и они Его же люди, и для них у Него сохранено благословение, которое имели они получить в свое время. Закон же получения сего благословения все тот же - вера, подобно как в Аврааме. Исполнилось то время. Призываются языки принять благословение Авраамово от Бога, и принять оное помимо закона, прямо верою. Вот смысл настоящего времени! Вот значение преданной вам веры! Мысль, имевшая отсюда отпечатлеться в душах галатов, была: следовательно, склоняясь к закону, мы уходим из-под такого благословения Божия, сами себя лишаем блага, которого другим ничем вознаградить нельзя, устрояем себе невознаградимую потерю.

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы

См. Толкование на Гал. 3:1

Блж. Августин

И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы

Величайшей победой в Аврааме было то, что прежде обрезания вера ему была вменена в праведность (Быт. 15:6). И это совершенно справедливо отнесено к данному ему обетованию: благословятся в тебе все народы (Быт. 22:18), - в чем подразумевается, конечно, подражание вере его, которою он и оправдан даже прежде обряда обрезания, принятого им как знак веры, и прежде всякого рабства закона, данного много позже.

Изложение Послания к Галатам.

Блж. Иероним Стридонский

И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы

Бог предохранял от того, чтобы потомки возлюбленного Авраама не смешивались с прочими народами и семейство его мало-помалу не обратилось в неизвестное; для этого Он некогда отметил стадо Израилево печатью обрезания, чтобы оно, живя между египтянами, ассирийцами, вавилонянами и халдеями, отличалось от них этим знаком. Затем, в течение сорока лет жизни в пустыне, никто не был обрезан, потому что они одни только жили в пустыне, не смешиваясь с другими [народами]. Но непосредственно после перехода народа [Израильского] через Иордан и после вторжения иудеев в землю Палестины обрезание сделалось необходимым для предупреждения будущего слияния с язычниками. А тот факт, что в книге вождя Иисуса [Навина] говорится о втором обрезании народа (Нав. 5:2-4), означает и то, что в пустыне прекратилось обрезание, которое благоразумно применялось в Египте; и то, что от Господа Иисуса Христа верующие должны быть обрезаны духовным обрезанием.

Комментарий на Послание к Галатам.

Блж. Феофилакт Болгарский

И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы

Показав, каким образом верующие суть дети Авраама, он приводит и свидетельство от Писания: в тебе благословятся все народы (ср.: Быт. 12:3), то есть чрез подражание твоей вере. А также показывает, что вера древнее закона, если прежде закона она оправдала Авраама, и что совершающееся теперь совершается согласно пророчеству. Писание, говорит он, провидя, то есть Сам давший закон Бог предопределил, что оправдываются не законом, но верой. И не сказал: «открыло», но: предвозвестило, дабы ты узнал, что и Авраам радовался такому способу оправдания и желал его исполнения.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы

Здесь Ап. разъясняет мысль предыдущего стиха. Потому он назвал верующих истинными сынами Авраама, что само Слово Божие или Бог предвозвестило (точнее: «прежде благовестило» - proeohggelisato) Аврааму, что в нем благословятся или получат спасение все народы, а не один имевший произойти от него народ еврейский. В его лице получали это обетование все, кто впоследствии имел такую же веру в Бога, какую имел Авраам.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 3:7