Толкования на Гал. 3:17

Свт. Иоанн Златоуст

Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу

См. Толкование на Гал. 3:15

Свт. Феофан Затворник

Сие же глаголю, завета предутвержденнаго от Бога во Христа, бывый по летех четыреста и тридесятих закон не отметает, во еже разорити обетование

Тут заключение из двух предыдущих положений. Сие же глаголю - этим я вот что хочу сказать, что завета предутвержденнаго, давно утвержденного и вошедшего в силу закона, от Бога во Христа,- не о Христе, а во Христа: во Христа упирался он весь предметом, целями, силою и дан был от Бога по предуведению, что язычникам предлежит оправдание верою во Христа, в чем и состоит обетованное благословение языков, как сказал Апостол выше (Гал. 3:8),- сего завета закон, бывший спустя столько времени, 430 лет, не отметает, ουκ ακυροι, - не разутверждает, в противоположность προκεκυρωμενην, - предутвержденна - во еже разорити обетование, καταργησαι,- что в приложении к зданиям выражает обычную у нас фразу: с землею сравнять, до основания разорить,- чтоб совершенно уничтожить обетование, сделать его будто несуществующим.

В этом заключении довольно было только сказать: следовательно, и обетование Аврааму никто не может отменить или изменить. Но святой Апостол обставляет его всеми соприкосновенными понятиями, чтоб представить вполне округленную мысль, соответственно целям своим.

Четыреста тридцать лет Сам Бог определил, когда давал обетование об Исааке. Каким образом самим делом исполнились сии года в истории, дело неважное. Исхода в главе 12 (стих 40) (Исх. 12:40) этим числом лет определяется время обитания сынов Израилевых в земле Египетской и в земле Ханаанской (до переселения в Египет).

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу

См. Толкование на Гал. 3:10

Блж. Августин

Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу

Ведь если оправдывает закон, то Авраам не оправдан, поскольку жил задолго до закона. Такого они сказать не могут, значит, вынуждены допустить, что человек оправдывается не делами закона, а верою. Но Павел и нас заставляет осознать, что в древности все, кто оправдан, оправданы тою же верой: ибо как мы спасаемся, веря частью в случившееся (т.е. в первый приход Господа), частью в предстоящее (т.е. во второй приход Господа), - так и они верили во все это как в предстоящее, а Дух Святой открывал это во спасение им.

Изложение Послания к Галатам.

Блж. Феофилакт Болгарский

Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу

См. Толкование на Гал. 3:15

Амвросиаст

Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу

Говоря, что закон был дан через четыреста тридцать лет, Павел учит, что обетование - в одном только Христе. Когда было уже даровано обетование [Аврааму], дан был закон, не только не отменяющий обетования, но и показывающий, что и когда будет.

На Послание к Галатам.

Лопухин А.П.

Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу

Итак завещание было как бы составлено на имя Христа. Никто не мог поэтому занять Его место. Точно также и закон, с своим появлением в народе Израильском, нисколько не изменил положения дел и не мог ввести новых прибавлений в завещание Божие, полученное Авраамом. И это тем более несомненно, что закон явился только спустя 430 лет по даровании обетования Аврааму: как позже пришедший, он не мог отменять того, что существовало и всеми признавалось уже целых 430 лет. - Завета о Христе - в лучших кодексах (син., ватик. и др.) слова «о Христе» не имеется. - Четыреста тридцать лет. Число это взято очевидно из кн. Исход (Исх. 12:40 и сл.). В кн. Бытия (Быт. 15:13) и в кн. Деян (Деян. 7:6) вместо него стоит круглая цифра 400. Вероятнее всего, что Ап. считает, здесь время от заключения завета Бога с Авраамом (Быт. 17) до синайского законодательства, притом по тексту 70-ти, где сказано, что евреи 430 лет обитали в земле Египетской и земле Ханаанской. В еврейском же тексте к этой сумме лет сводится пребывание Израильтян только в земле Египетской. - Так, чтобы обетование потеряло силу. Этого, конечно, не хотели и враги Павла. Но Ап. все-таки указывает на последствие, к какому необходимо должно было привести их отношение к закону Моисееву, и вместе с тем дает указание читателям, как опасно настаивать на мысли о необходимости исполнять закон и в христианстве.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 3:15