Толкования на Гал. 4:18

Свт. Иоанн Златоуст

Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас

См. Толкование на Гал. 4:17

Свт. Феофан Затворник

Добро же, еже ревновати всегда в добром, и не точию, внегда приходити ми к вам

Будто возражение слышал Апостол от лица галатов: а по Христе разве мы не ревнители были? Не ты ли свидетель тому? Да, да! - отвечает Апостол. Вы пламенно ревновали, но я не о том говорю, что было, а о том, что есть. Поревновали и перестали А в таком образе действования изменчивом нет ничего похвального. То хорошо, та ревность добра и почтенна, которою всегда ревнуют о добром, и ревнуют потому, что оно добро само в себе. Вы при мне поревновали, а потом ослабели. Следовательно, ваша ревность истекала из человеческих уважений, а не из любви к добру. Почему, когда перестали возбуждать вас сии уважения, вы тотчас и уклонились от него, как только явились к вам соблазнители. Так ли вы не тверды? Так ли вы не добролюбивы - чадца моя!

Мысль святого Апостола стоит на ревновании о добре, поколику оно добро, и ревновании постоянном. В этом неточное начало в жизни христианской. В ком она есть, тот, к Господу при лепясь и Его Единого всегда в сердце своем нося, одно имеет в виду - всегда быть верным Ему в слове, деле и помышлении. Чрез это Христос, верою созерцаемый, воображается в верующих не мысленно только, но и действительно, в проявлениях духовной их жизни. Сим путем и к сему шли галаты, пока следовали указаниям святого Павла. Но пришли лжеучители и сбили их с пути. Возмутился в уме их образ достодолжного, потому что лжеучители тень навели на самое главное - лик Христа Спасителя. Отклонив от Него взор веры, они расстроили в себе образ Его, а затем прекратилось и самое действительное воображение Его в них чрез жизнь. Видя такой существенный в духе галатов ущерб, Апостол, болезнуя о том, простирает к ним родительски сострадательную речь:

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Блж. Иероним Стридонский

Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас

Неудивительно, что по уходе апостола… галаты изменились, так как и ныне мы видим то же самое в церквах. Действительно, если появляется в церкви некий учитель, знаменитый красноречием и жизнью и возбуждающий слушателей к добродетели… то мы видим, что весь народ с пламенною ревностью стремится творить милостыню, поститься, жить непорочно, заботиться о бедных, погребать [неимущих] и т.п. А когда он уходит, пища скудеет, и народ мало-помалу увядает, бледнеет, худеет и делается печальным, так что наступает конец всему тому, что прежде процветало.

Комментарий на Послание к Галатам.

Блж. Феофилакт Болгарский

Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас

Не видишь ли, он намекает на то, что они соревновали всем в совершенстве, когда находился Павел у них? А также дает разуметь и то, что его отсутствие породило это зло. Прекрасно было бы, говорит он поэтому, когда бы не только в присутствии учителя, но и в его отсутствие, ученики мыслили должное.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас

Теперь Апостол говорит о самих Галатах и их отношении к Павлу. «Представляет собою нечто прекрасное - так можно передать первую половину стиха - быть предметом ревностной любви» (zhloϋsqai имеет значение страдательного залога. В Библии не встречается случая, что бы этот глагол был равносилен глаголу zhloun). Ап. не отказывается от проявлений расположения со стороны Галатов, но высказывает только ту мысль, что приятно быть любимым всегда, а не только тогда, когда находишься на глазах у того, кто любит.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 4:12