Толкования на Гал. 6:3

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя

Обрати снова и здесь внимание на гордость. Кто считает себя чем-нибудь, тот ничто, и первым доказательством ничтожности своей представляет именно такое легкомыслие.

Беседы на Послание Галатам.

Свт. Феофан Затворник

Аще бо кто мнит себе быти что, ничтоже сый, умом льстит себе

В этом и следующих двух стихах врачует Апостол самомнение духовных руководителей, которое обычно рождается оттого, когда, помышляя о себе, сличают себя не с нормою, к которой должны подходить, а с немощами других. Блаженный Феодорит пишет: «сим низложил кичливость надмевающихся какими-либо малыми преуспеяниями».

Кто думает, что он что-нибудь значит, какое-нибудь имеет совершенство, вес и достоинство, тот погрешает уже тем, что так думает. Ибо, что бы ни имел он, всё не его. И естественные дары Божий суть, тем паче благодатные. Итак, воздаждь славу Богу. Сам ты по себе ничто и в бытии, и в совершенствах. То, что ты еси, благодатию Божиею еси. Что же и мечтать?

Умом, говорит, льстит себе. Сам себя обманывает, неправо направляя и истолковывая свидетельство о себе собственного своего сознания. Если есть что в ком, того нельзя скрыть от сознания; но стань разбирать, как оно есть и в такой ли мере есть, как следовало бы ему быть, то найдешь в этом не предмет самовозношения, а побуждение к самоосуждению, яко лукавого раба и в малом неверного. Если приложить к сему сознанию имеемого сознание недостающего, и тем паче сознание того в себе, чему бы совсем и не следовало быть; то где тут устоять паутинному сплетению самомнения пред возгорающимся от того огнем самообличения? Если утвердить в себе такое на себя воззрение, то никогда не будет места самомнению. И не покажется оно, а если и покажется, тотчас отбежит, гонимо будучи совестным самоосуждением. Если таким образом бывает, что иной мнит себя быти что, то потому, что не потрудился хорошо определить, сколько он ничтожен в себе, и впадает в этот грех по льщению ума, которому обычно кичиться. «Такое легкомыслие Апостол и выставляет первым свидетельством ничтожности такого лица» (святой Златоуст).

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя

Кто-нибудь из нерадивых скажет, может быть: «Прискорбно мне, что это случилось со мною после стольких трудов». – Это прискорбно тебе, раб Господень? Не лучше ли из сего познать тебе, что после стольких лет труда страсти твои все еще остаются непобежденными, и, познав это, начать с сего случая побеждать их? Аще бо кто мнит себе быти что, ничтоже сый умом льстит себе (Гал. 6:3). Искусство кормчего обнаруживается во время бури. Кто хвалится: «столько-то лет я … <хожу в церковь>», а дел сего образа не показывает, тот носит при себе орудия такого искусства, которому еще не научился. Приключилась тебе малая скорбь – и ты тотчас выступил из … <христианской> жизни… В одну минуту сгубил ты труд стольких лет. – Нет, брат, не обращай врагам хребта своего; но стой твердо, сражайся, и враги побегут от тебя. Облекись в броню веры, возложи на себя шлем спасения, восприими меч Духа Святого, иже есть глагол Божий (Еф. 6:17), – и борись, да возрадуется о доблести твоей живущий в тебе Дух Святой»

О борьбе с печалью.

См. также Толкование на Гал. 6:1

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя

Человек! Против тебя это обличение апостола. Ты – совершенное ничтожество в деле спасения, все совершает благодать; твои – одни грехи, и ты думаешь о себе, что ты – добродетельный человек. Ты обманываешься.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя

Опять ниспровергает здесь гордость, показывая, что считающий себя чем-то ничтожен и этим самым мнением доказывает свое ничтожество, и обманывает не кого-нибудь другого, а себя.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.

Амвросиаст

Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя

Это верно и известно всякому, что если мы обдумываем дела и мысли наши, то ни над кем не возвысимся и никого с легкостью не осудим. Кто же мнит себя кем-то, ошибается и не знает, что нечто [доброе] вырастает из смирения. Не держит такой человек перед глазами своими ни слов, ни дел Спасителя, Который смирил Себя (Фил. 2:8), хотя Он - Господь всех, дабы нам дать образ того, чему мы должны следовать, если хотим возрасти. А если бы мы возвысились, мы бы преткнулись по неведению сердца, возгордившегося надеждой заслужить похвалу людей.

На Послание к Галатам.

Лопухин А.П.

Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя

Ап. призвал христиан носить бремена друг друга. Последними словами он дал понять, что у каждого есть бремена, тягости, сознание своих недостатков и самые эти недостатки. Но есть люди, которые слишком о себе думают (на это указывает выражение «почитать себя чем-нибудь» ср.: 1 Кор. 3:18: 10:12; 14:37 и особенно 8:2). Подобный человек, поелику он на самом деле - ничто, только обманывает сам себя, совсем себя запутывает в мыслях (frenapata), и он уже не в состоянии правильно отнестись к удрученному брату, послужить ему.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 6:1