Толкования на Гал. 6:10

Свт. Иоанн Златоуст

Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере

Подобно тому как не всегда в нашей власти производить посев, точно так же не всегда мы можем подавать и милостыню. Когда мы уйдем из этого мира, то, хотя бы и тысячу раз хотели творить милостыню, мы не будем в состоянии совершить ничего.

Этими словами апостол особенно предостерегает их от скупости иудейской. У последних все дела человеколюбия ограничивались только единоплеменниками, тогда как учение благодати призывает на трапезу благотворения и море, и землю, хотя и обнаруживает большее попечение о своих.

Гомилии на Послание к Галатам.

См. также Толкование на Гал. 6:9

Свт. Тихон Задонский

Темже дондеже время имамы, да делаим благое ко всем, паче же к присным в вере

Что это значит: «доколе есть время?»

Ответ. Нынешнее или настоящее время, пока в мире этом живем, удобно для делания добра, а не будущее, по смерти, ибо тогда будет время воздаяния. Кто что сделал здесь, живя в мире, добро или зло, с тем и явится на суде Христовом. Тогда «каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое», как учит апостол (2Кор 5:10). По смерти же делание добра престанет, но будет тогда воздаяние по делам всякому. Потому настоящее время уподобляется сеянию, а будущее – жатве. Как земледельцы в приличное время сеют семена и потом в следующее приличное время собирают плоды, так и христианам в нынешнее, приличное к тому время, подобает сеять семена, то есть добрые дела, дабы в будущем веке пожинать плоды добрых дел – семян.

«Будем делать добро всем», - говорит апостол. Что значит это слово: «всем?»

Ответ. Должно делать добро всем, добрым и злым, друзьям и врагам, родным и чужим, землякам и чужеземцам, – словом, всякому человеку, кто бы ни требовал от нас и просил чего, как Христос говорит: «Всякому просящему у тебя дай» (Лк 6:30). Будем же делать, христиане, добро всем, дабы быть истинными христианами, «сынами света», сынами Отца нашего, Который на небесах, «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5:45), – к Которому каждый день молимся: «Отче наш, иже еси на небесех»; - и будем творить добро по силе нашей и возможности. Много имея, много подадим, а мало имея, и от того да уделим и подадим, как увещевает Товия (Тов 4:8), дабы и за малое и за великое сторицею принять от щедрого и богатого в милости Бога нашего.

Письма посланные. Письмо 12.

Свт. Феофан Затворник

Темже дондеже время имамы, да делаим благое ко всем, паче же к присным в вере

Прямой вывод из предыдущего! Если от всякого дела пожнем плод, то делай как можно больше дел благих, чтобы больше пожать. Словами: дондеже время - сказывает: сейчас есть время, а чрез минуту, может быть, его уж не будет; потому не отлагай и не пропускай ни одного случая. Всяким поводом к доброделанию пользуйся, сам их изыскивай. Придет смерть не знаешь когда и положит конец сеятве дел благих; чего же не посеешь, того уже не пожнешь. Блаженный Иероним пишет: «время сеятвы, как мы сказали, есть время настоящее, жизнь, которую мы переживаем. Когда пройдет эта жизнь, прекратится и время делания. Почему и Спаситель говорит: делайте, дондеже день есть, приидет нощь, егда никтоже может делати (ср.: Ин. 9:4)». Святой же Златоуст говорит: «и милостыня, подобно сеянию, не всегда бывает в нашей власти. По исходе отсюда, хотя бы тысячу раз хотели творить милостыню, ничего не сделаем. О сем свидетельствуют нам оные девы, которые хотя пришли с искренним желанием, но, не имея обильной милостыни, отлучены были от брачного чертога,- и тот богач, который презрел Лазаря. Он, поелику не оказал помощи другим, то и сам не получил ее ни от патриарха, ни от кого другого, несмотря на слезы и сильные просьбы его, и остался навсегда в огненном мучении без всякого послабления».

Да делаем благое ко всем, паче же к присным в вере. «Апостол заключает свое слово общим наставлением, и дверь щедрости отверзает для всех, и распространяет оную до того, что заповедует давать милостыню даже иудеям и еллинам; он на трапезу благотворения призывает и море и землю,- хотя, впрочем, больше печется о своих. Всем заповедует подавать, однако же, в надлежащем порядке. Какой же это порядок? Чтобы иметь больше попечения о верных» (святой Златоуст).

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере

См. Толкование на Гал. 6:1

Блж. Иероним Стридонский

Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере

По моему мнению, это место должно быть связано с вышеизложенным: в том именно смысле, что под своими в вере и учителями он имеет в виду тех, о которых выше приказывал их слушателям доставлять им все, считающееся благом (Гал. 6:6-7).

Комментарий на Послание к Галатам.

Блж. Феофилакт Болгарский

Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере

Как не всегда удобно сеять, так точно и оказывать дела милосердия, что показывают и девы, и Лазарь. Поэтому, пока имеем время в этой жизни, не только учителям, но и эллинам и иудеям будем оказывать добро, то есть благодеяние и милосердие. Конечно, не в одинаковой мере нужно оказывать пособие сим последним и единоверцам, но большую щедрость нужно оказывать верующим. Ибо на это указывает словом наипаче. Но заметь, и в этом случае насколько он удаляет их от иудейской узости: ибо закон открывал сердце в отношении к единоплеменникам, благодать же призывает землю и море к трапезе милосердия, хотя и не в одинаковой мере, как сказано.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.

Марий Викторин

Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере

Павел обосновывает делание добра величайшей необходимостью: время коротко, быстро проходит жизнь, вот-вот уже конец этого мира. Доколе есть время, говорит он, - т.е. время нашей жизни, или пока существует этот мир.

Так будем же не только делать, но делать добро и делать всем, и пусть не будет никакого исключения и никакого иного действия. Будем делать добро всем. Ведь если любовь назидает (1 Кор. 8:1) и если следует почитать всякого человека - всякое добро, которое мы делаем, мы делаем всем….

Однако Павел делает различие между добром, которое мы делаем для всех, и наибольшим добром, творимым своим по вере, т.е. тем, кто верует во Христа и в Бога. Завершая свое наставление, Павел говорит для побуждения, потому что более всего это было нужно именно галатам. Ведь они, отчасти переняв иудаизм, действовали не по вере, но как бы надеясь обрести плод с помощью дел и соблюдения плотских [ритуальных] установлений. Вот Павел и добавил: будем делать добро своим по вере, - потому что они приняли веру в одно лишь благовествование, т.е. веру во Христа и в Бога, [а не в дела закона].

Комментарий на Послание Галатам.

Лопухин А.П.

Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере

Христианин должен благотворить всем людям, но все таки прежде всего тем, кто родствен ему по вере.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 6:1