Толкования на Иак. 1:4

Свт. Григорий Палама

терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершении и всецели, ни в чемже лишени

См. Толкование на Иак. 1:3

Прп. Никодим Святогорец

терпение же дело совершенно да имать

Видишь возлюбленный мой брат, как говорит Феофилакт с Икумением, что божественный Иаков не сказал здесь в изъявительном наклонении, что терпение имеет совершенное дело, но говорит в повелительном «да имать», т.е. да имеет совершенное дело. Он не имеет в виду уже готовую добродетель совершенства, но законополагает сейчас – да возделывается христианами эта добродетель совершенства как подобает. Я же полагаю что «терпение же дело совершенно да имать» указывает на то, что терпение должно быть совершенным, всецелым и до конца, а не ущербным, несовершенным и временным, которое одни искушения терпит, иные же нет. Но все, просто и целиком претерпевая; и те которые происходят от демонов и от людей и от растленной природы и от немощей и недугов телесных.

Совершенное же терпение есть то, которое спасает человека как сказал Господь: «претерпевый же до конца, той спасется» (Матф. 24:13).

яко да будете совершенни и всецели, ни в чемже лишении

Через терпение, говорит, надлежит вам стать совершенным и всецелым в вере и любви Божией, братия [6]. Совершенный же по святому Максиму есть тот, «который с вольными (т.е. страстями) борется воздержанием, с невольными же терпением претерпевая искушения; а всецел тот, кто деяние с ведением и созерцание не бездеятельное проходит» (главы гност. 5-я сотница).

Причина же совершенного дела, говорит ниже брат Божий, есть Премудрость. Поскольку знает, что испытанная вера и совершенное терпение в искушениях, не есть степень случайных людей, но тех кои мудры по Богу. Поэтому и склоняет далее тех, которые желают двух сих, чтобы просили премудрости у Бога.


[6] Святой Василий Великий толкуя «Будите убо вы совершени» (Матф. 5:48) говорит «Ведь по образу я обладаю бытием существа разумного, по подобию же я делаюсь, становясь благим, тогда же становлюсь, по силе, совершен и подобен Богу. И если Каковой ко мне Бог, таким же благоутробным стану и я, к погрешившему против меня брату и ближнему, этим уподоблюсь Богу» (Серия: толкования на Матфея).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершении и всецели, ни в чемже лишени

Терпение же дело совершенно да имать – примечай: апостол не сказал в определенном наклонении: «терпение имеет совершенное действие», но в повелительном: да имать, ибо он не возвещает готовую уже добродетель, но заповедует такую, которая ныне должна быть совершаема. Яко да будете совершении и всецели, ни в чемже лишени – причиной совершенного действия называет мудрость, ибо знает, что испытание веры и терпения в искушениях не есть удел всех людей, но мудрых о Боге, почему желающих выказать веру и терпение возбуждает к молитве о мудрости.

Толкование на соборное послание апостола Иакова.

Иларий Арелатский

терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка

Совершенное действие - это любовь к Богу и ближнему. То же самое есть и совершенная любовь, которая изгоняет вон страх, то есть страх испытания. Совершенное действие - это терпение. Терпение - это охрана душ, как говорит истина: терпением вашим спасайте души ваши (Лк 21:19).

Трактат на семь Кафолических посланий.

Беда Достопочтенный

терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка

Терпение же являет себя в испытаниях, и тот, чье терпение неодолимо, показывает себя совершенным. Вот что имеет в виду Иаков, говоря: Терпение же должно иметь совершенное действие. И выше: испытание веры производит терпение (Иак 1:3). По этой причине и испытывается терпение верных, чтобы таким образом показать, насколько совершенна их вера.

О семи Кафолических посланиях.


«Для того, – говорит Апостол, – подвергаетесь вы искушению со стороны врагов, чтобы научились добродетели терпения, и через неё могли показать и доказать, что имеете в [своём] сердце твёрдую веру в будущее воздаяние». Здесь не противоречие, но скорее согласие с тем, что говорит апостол Павел: Зная, что скорбь производит терпение, а терпение – опытность (Рим. 5:3-4). Терпение производит опытность, потому что тот, чьё терпение не может быть побеждено, признаётся совершенным. Об этом также говорится далее в этом стихе: А терпение имеет совершенное действие. И наоборот: Испытание вашей веры производит терпение. Это утверждение показывает, что верующие упражняются посредством терпения, чтобы в терпении показать, сколь совершенна их вера.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Андрей Монах

терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка

И он говорит, почему испытание соделывает терпение и что терпение имеющих его ведет к совершенству.

Фрагменты.

Экумений

терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка

Как же испытание производит терпение? – Только та вера является чистой, которая терпеливо и стойко выдерживает все искушения, которым она подвергается.

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.

Еп. Михаил (Лузин)

терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка

Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы и проч.: то есть добродетель терпения столь важна, что в деле нравственного совершенства оказывает и должна необходимо оказывать решительное действие, так что ею достигается всякое совершенство во всей полноте, без всякого недостатка. Терпением побеждаются всякие препятствия в деле нравственного совершенства и, следовательно, могут достигаться и усовершенствоваться в душе всякие добродетели, и эта сила может держать их в душе христианина во всей полноте их, не давая им рассеиваться и рассыпаться, содержа все тело нравственной жизни человека в единстве и целости. Вот почему без христианского терпения нет совершенства нравственной жизни, нет полноты добродетелей и неизбежны недостатки и в совершенстве добродетелей, и полноте их. Следовательно, искушения, производя терпение, производят нравственное совершенство, как совокупность различных добродетелей, без всякого недостатка. Само собою разумеется, что во всем этом процессе нравственного совершенства чрез искушения и терпение – бесконечное множество степеней, по степеням совершенствования самого терпения чрез искушения. У апостола речь безусловная вместо относительной: он указывает благожелательно (чтобы вы были и проч.) высшую степень нравственного совершенства, как желанную цель христианина, какой может он достигнуть чрез искушения и терпение; насколько в действительности каждый может достигать ее, это зависит от самого человека, подвизающегося в искушениях и терпении, и от благодати Божией, даруемой подвизающемуся, по мере его приемлемости, Тем, Кто попускает самые искушения.

Толковый Апостол.

Лопухин А.П.

терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка

См. Толкование на Иак. 1:2