Толкования на Иак. 1:6

Ап. Ерм

Ст. 6-8 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих

Еще говорит мне пастырь: отринь от себя сомнение, и нисколько не колеблись просить чего-либо у Господа, говоря в себе: каким образом могу я просить у Господа и получить, столько согрешивши пред Ним? Не помышляй этого, но от всего сердца обращайся к Господу и проси без сомнения, и познаешь великую благость Его, потому что Он не презрит тебя, но исполнит прошения души твоей.

Пастырь.

Свт. Кирилл Александрийский

Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой

Ибо сомневающийся является дерзким. Ведь если ты не уверовал, что [Бог] исполнит твою молитву, то ты не можешь не считаться обвинителем Всемогущего, поневоле став двоедушным. Поэтому необходимо, чтобы этот столь позорный недуг был преодолен.

Фрагменты.

Прп. Никодим Святогорец

Ст. 6-7 Да просит же верою, ничтоже сумняся

Если просящий мудрости верит не сомневаясь, что Бог может дать по прошению его, то пусть просит у Бога. Если же не верит, но рассуждает в себе, т.е. сомневается, пусть не просит ничего совершенно, потому что не получит просимое. Рассуждающий в себе и сомневающийся это тот, кто просит от Бога с презрением и гордостью, сей без сомнения есть поноситель и укоритель Бога, за неверие проявляемое к Нему. Если ты, о Христианин, не веришь, что Бог может исполнить твоё прошение – не проси ничего совершенно, чтобы не найден ты был укорителем всё могущего Бога как не могущего, из-за твоего двоедушия и маловерия. Должно тебе изгнать из твоего сердца этот скверный недуг маловерия и двоедушия, и тогда получишь то, что просишь. Потому что сказал Господь «вся, елика аще воспросите в молитве верующе, приимите» (Матф. 21:22).

Сумняйся бо уподобися волнению морскому, ветры возметаему и развеваему. Да не мнит бо человек он, яко приимет что от Бога

Сомневающийся по святому Феофилакту и Икумению, называется тот человек, который отлучает себя от уверенности в каких ни будь вещах, разделяя свой помысел на двое недоумевает: эти вещи таковы, как есть или нет. Такой человек не получит от Бога, то что просит, потому что стал сомневающимся разделённым на двое в своём помысле. Таковой подобен, по святому Митрофану, морской буре. Как море приходит в движение, вздымается вне от ветров, и быстро успокаивается, так и сомневающийся, с одной стороны он приходит в движение от внешних искушений и прибегает к Богу с прошением дать ему мудрость и помощь. С другой же стороны быстро успокаивается, и не просит со тщанием. Посему то не имеет внутри, в сердце горячей веры и твёрдой надежды на Бога. Поэтому не получает мудрости о которой просит, или иное дарование, потому что «в злохудожну душу не внидет премудрость» как говорит Соломон (Прем. 1:4).

«Большими трудами, по тому же Митрофану, возможно Божественное приобщение для твари, оно даётся только любящим злострадание и сильно просящим его; если же оно бы давалось всем хотящим легко и без усиленных прошений и молений, то быстро и пренебрегалось бы». Таким образом покоримся пророку Давиду, увещевающему «насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего» (Пс. 36:4).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Да просит же верою, ничтоже сумняся

Если верит, пусть просит, а если не верит, пусть и не просит, ибо не получит ничего из просимого. Сомневающийся и тот, кто просит с высокомерием. Но очевидно, что кто просит сомневаясь, тот есть обидчик, ибо если ты не уверен, что Бог исполнит просьбу твою, то вовсе не приступай к прошению, чтобы не оказаться тебе через неразумное двоедушие обвинителем Того, Кто все может. Посему нужно умолять об избавлении от такой постыдной болезни.

Толкование на соборное послание апостола Иакова.

Иларий Арелатский

Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой

Иаков показывает, что место мудрости в человеке занимает вера. Он направляет это против Симона Волхва, который просил у апостолов, чтобы дали ему Святой Дух, но не просил веры.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Беда Достопочтенный

Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой

Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, и да представит Богу свою добрую жизнь, чтобы показать, что он достоин того, чтобы его прошение было услышано. Ведь если кто помнит, что преступил заповеди Господни, тот совершенно справедливо сомневается в том, что Господь его услышит. Как и написано: Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость (Притч 28:9).

О семи Кафолических посланиях.


То есть, проводя добрую жизнь, пусть покажет себя непоколебимым в вере, чтобы удостоиться быть услышанным во время молитвы. Ибо кто знает, что он не повиновался наставлениям Господним, тот справедливо не надеется, что Господь станет внимать его молитвам. Ведь написано: Кто затыкает (отклоняет – Vlg.) своё ухо, чтобы не слушать закон, того молитва будет мерзостью (Притч. 28:9). Ибо колеблющийся подобен морской волне, которую ветер вздымает и бросает во все стороны. Кого совесть обличает в грехе, тот не надёжен для небесных наград: из-за напора искушений он легко покидает состояние веры, которой в спокойное время он, казалось, служил Богу, и по прихоти невидимого врага, как от дуновения ветра, попадает в сети различных пороков.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Экумений

Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой

Если он верует, пусть просит, а если не верует, пусть и не просит - он не воспримет, ибо просит без веры. Подобен морской волне - ведь сомневающийся нерешителен в своих просьбах, недолго настаивает и скоро отступается. Им движет гордость: он быстро отчаивается, если просьба его тотчас не удовлетворяется, ибо много о себе мнит и не считает себя недостойным получить желаемое. [Гордому] противоположен смиренный.

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.

Еп. Михаил (Лузин)

Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой

Да просит с верою, нимало не сомневаясь: необходимое условие для получения просимого в молитве есть вера, и именно вера, чуждая всякого сомнения в получении просимого. Так выразительно и не раз говорил Сам Господь (Мф. 17:20; Мф. 21:21 и парал.; ср. прим.): по Его слову, для такой веры нет ничего невозможного (Мк. 9:23). «Если верит, то пусть просит, а если не верит, то пусть и не просит, ибо не получит ничего из просимого. Сомневающийся – и тот, кто просит с высокомерием» (Феофилакт). Подобием объясняет далее апостол, почему при молитве нужна вера несумнительная: сомневающийся при молитве к Богу подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой, то есть непостоянен и неспокоен; он постоянно колеблется всяким дуновением и движением мысли, волнуется, от надежды на исполнение молитвы переходит к опасению не получить просимого, от любви – к страху, от доверчивости – к малодушию и т. п. и тем высказывает нетвердость своей веры в Бога: именно, что Бог может и по человеколюбию желает дать человеку просимое в молитве.

Толковый Апостол.

Лопухин А.П.

Ст. 6-8 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих

В Боге не может быть причины неисполнения человеческого прошения мудрости или какого-либо другого дара, но такая причина может заключаться в человеке, в его внутреннем настроении. Прежде и более всего для просящего у Бога мудрости (или другого чего) необходима вера твердая, чуждая какого-либо сомнения или колебания. «Если верит, то пусть просит, а если не верит, то пусть и не просит, ибо не получит ничего из просимого. Сомневающийся - и тот, кто просит с высокомерием… Сомневающийся тот, кто далек от твердого действования, и недоумевает, сбудется то или иное, или нет» (блаж. Феофил.). Напротив, молитва христианина, просящего о мудрости, должна быть чуждой каких-либо колебаний, которые апостол уподобляет в отношении неустойчивости, подвижности и ненадежности - морской волне (ст. 6, б.); молитва именно должна быть твердою и устойчивою, основываясь на незыблемом основании веры. «Как благотворящий Бог - весь сострадание и благотворение, так просящий человек должен быть весь вера и уверенность» (Еп. Георгий). В ст. 8 апостол, повторяя образно выраженную в ст. 6 мысль о гибельности сомнения и колебания, называет человека, одержимого этим недугом сомнения и колебания, «двоедушным», δίψυχος, как бы имеющим две души, из которых одна стремится к Богу, другая - к миру; отсюда - нетвердость и неустройство во всех путях его, во всей его нравственной деятельности. «Двоедушный - находящийся в замешательстве, неустроенный, несовершенный, двоящийся мыслями, лицемер… иначе мужем двоедушным апостол называет неустановившегося, который не стремится крепко ни к настоящему, ни к будущему, но носится туда и сюда, придерживается то будущего, то настоящего (блаж. Феофил.) «Отринь свое собственное двоедушие и нисколько не сомневается просить у Господа и получить» («Пастырь» св. Ермы, Запов. 9).