Толкования на Иак. 1:25

Прп. Никодим Святогорец

Приникий же в закон совершен свободы и пребыв, сей не слышатель забытлив быв, но творец дела, сей блажен в делании своем будет

Смотри возлюбленный читатель, что брат Божий сказал здесь «приникий» в закон совершенный свободы, а не сказал входящий внутрь. Этим словом он показывает, что духовный закон Евангелия столько вожделен и велик, что знающий, вожделевает его и тянется хоть немного преклониться в него, даже и оставаясь не вошедшим внутрь[19].

Поскольку сказал закон совершенный, далее говорит «свободы», чтобы показать что, свобода имеет величайшее значение, и она есть прямой образ Евангельского закона благодати. Потому что, закон Христов избавил христиан от рабства плоти (как это было в ветхом законе, пребывающим в плотских обрезаниях, очищениях тела, субботствах и в прочих подобных, ничтожных предписаниях, законоположенных для Иудеев) и свободных поставил их, чтобы прибегали к нему. И ещё, через свободу сию сделал так, чтобы внимали и вожделевали пребывать в нём, избавив их от страсти забвения, которая растлевает всё доброе[20].

Но и Митрофан законом совершенным и законом свободы называет Новый Завет, в отличие от ветхого закона, который имел в себе только образ домостроительства воплощения, а не сами вещи, поэтому-то и был не совершен. Как говорил Павел «ничтоже бо совершил закон» (Евр. 7:19) и ещё «кончина бо закону Христос» (Рим. 10:4). Как тогда, поскольку он имел Иудеев порабощёнными телесным предписаниям, то не мог быть законом свободы, но рабства. Новый же Завет, как освободитель от телесных предписаний и назван законом свободы. По этому поводу Господь сказал Иудеям «аще убо Сын вы свободит, воистину свободни будете» (Иоан. 8:36), и Павел писал к Галатам «Темже, братие, несмы рабынина чада, но свободныя» (Гал. 4:31), и ещё «Свободою убо, еюже Христос нас свободи, стойте, и не паки под игом работы держитеся» (Гал. 5:1), и паки «вы бо на свободу звани бысте, братие» (Гал. 5:13).

«Приникающего» же имеет ввиду – изучающего со тщанием и с большим вниманием Новый Завет, привносящий свободу в душу. Призывает и Господь Иудеев изучать также и ветхий закон, сказав «испытайте Писаний, яко вы мните в них имети живот вечный» (Иоан. 5:39), и сказал им это, потому что не был дан ещё евангельский закон, но чтобы от ветхого, руководились к новому. А как был проповедан евангельский, то нет больше нужды пребывать всё время в изучении ветхого. Итак, вникающий и изучающий Новый Завет зажигается любовью от божественных слов, как Клеопа и шедший с ним, и исследует как исполнить его делами, дабы стать блаженным и исполнителем дел правды.


[19] Тот, кто рассмотрев вначале Божий закон, как в зеркале, после же делает то, что увидел, тот воплощает так сказать, увиденное, и образует его в себе самом, или лучше скажем, что таковой образует себя самого в увиденном, такой человек не пребывает в забвении. Поскольку всегда имеет в душе, и в сердце, через сообразные дела, зеркало Божественного закона, и всегда видит в нём своё лицо и радуется. Так Богоносный Максим превознесённым мечтанием, называет созерцание без делания, также и делание без созерцания он называет слепым.

[20] Поэтому святой Марк Подвижник, тремя исполинами умных иноплеменников называет три этих страсти: неведение, забвение и нерадение (Послание к монаху Николаю).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Приникий же в закон совершен свободы и пребыв, сей не слышатель забытлив быв, но творец дела, сей блажен в делании своем будет

Апостол сказал «кто приникнет», а не «войдет», ибо духовный закон, везде имея преимущество и величие, умеет привлекать и самым кратким чтением его.

К словам закон совершен прибавил свободы, чтобы указать на отличительную его черту - свободу, ибо закон Христов, освободив от рабства плотского, поставляет приходящего к Нему в свободе, делает его через эту свободу более внимательным и освобождает его от забвения, вредного для всего доброго.

Толкование на соборное послание апостола Иакова.

Блаж. Августин

Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии

Это - закон свободы, а не рабства, потому что это, конечно, закон любви, а не страха, о котором и апостол Иаков говорит: Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы. И потому и он больше уже не боялся, как раб, закона Божия, а по внутреннему человеку находил в нем удовольствие; однако он все еще видит в членах своих иной закон, противоборствующий закону ума его (Рим 7:23).

О природе и благодати.

Беда Достопочтенный

Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии

Мы готовим себе блаженство, не слушая слово и тут же забывая его, но исполняя дела.

О семи Кафолических посланиях.


Законом совершенной свободы апостол называет евангельскую благодать, ибо закон ничего не довёл до совершенства (Евр. 7:19). И в другом месте: ибо вы не приняли духа рабства снова в страхе, но приняли Дух усыновления (Рим. 8:15). И ещё: а где Дух Господень, там – свобода (2 Кор. 3:17). И Сам Господь говорит: если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:36). Тот стал не забывчивым слушателем, но исполнителем дела; он будет блажен в своём действии. Блаженство уготовляется не бесполезным слушанием слова, но исполнением дела. Так и Господь сказал ученикам: Если вы это знаете, то будете блаженны, когда это исполните (Ин. 13:17).

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Экумений

Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии

Сказав: закон совершенный, [апостол] добавил: закон свободы, представляя таким образом свободу как нечто, этому [закону] присущее. Ведь закон Христов избавляет от всякой телесной повинности - от субботы, обрезания, обрядов очищения.

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.

Лопухин А.П.

Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии

См. Толкование на Иак. 1:22