Толкования на Иак. 2:25

Свт. Иоанн Златоуст

Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем

Послушай, что о [Раав] говорит Писание, свидетельствуя о ее добрых делах. В блудилище она была словно бы жемчужина, в грязь замешанная, золото, в нечистоты брошенное, цвет благочестия, терниями засыпанный, благочестивая душа, в стране бесчестия запертая.

О покаянии.

Прп. Никодим Святогорец

Такожде и Раав блудница не от дел ли оправдася, приемши сходники и иным путем изведши их

Хотя святой брат Божий мог привести в пример и тысячи других, которые оправдались благими делами, но он посчитал достаточным, по толкованию святого Митрофана, привести в пример два лица, одного из праведников, т.е. патриарха Авраама, о нём мы сказали выше, и другого из грешников, т.е. блудницу Раав, о которой здесь идёт речь. И приводя в пример обоих, хочет показать, что и святые, и грешные спаслись, через две вещи – через веру и через дела.

Почему же божественный Павел говорит, что верою спаслась сия Раав, Иаков же здесь говорит, что спаслась через дела? Разрешимо это недоумение, потому что и Павел не говорит, что спаслась эта блудница одной верой, но делами; вера же предшествовала в её душе, а дела следовали за верой. «Верою, говорит, Раав блудница не погибе с сопротивльшимися, приимши сходники с миром» (Евр. 11:31); через дела она показала веру в Бога, потому что не только приняла людей, которых послал Иисус Навин исследовать обетованную землю, но и спрятала их наверху на кровле, в снопах льна, а после отправила их идти по другому пути, чтобы их не нашли люди царя, таковыми делами подвергала смерти свою жизнь эта мужемудренная жена.

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Прп. Пахомий Великий

Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем

Раав была блудницей, но, несмотря на это, она была причислена к святым.

Катехизис.

Беда Достопочтенный

Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем

Чтобы не говорили некоторые, что пример праотца Авраама в их случае не подходит, поскольку ни от кого из них не требуется приносить детей в жертву Богу, тем более и Сам Бог запрещает подобное в Писании, Иаков приводит еще один пример - порочной женщины, женщины-чужеземки, которая делами милосердия, оказав гостеприимство даже с риском для собственной жизни, послужила Богу.

О семи Кафолических посланиях.


Чтобы они не оправдывались тем, что не в силах подражать делам великого отца Авраама, особенно когда их никто не только не принуждал приносить в жертву сыновей, но более того, Сам Бог в Писаниях запрещает делать это, Иаков добавляет и [пример] того, что совершила грешная женщина-чужестранка, которая делами милосердия и оказанием гостеприимства рабам Божьим, даже с опасностью для [своей] жизни, заслужила прощение грехов, была причислена к израильскому народу, включена в список их царского рода, введена в родословие Самого Господа и Спасителя нашего, которое берёт начало от патриархов, и была избавлена от уничтожения в обречённом отечестве, нечестие которого она отвергла. Таким образом, примерами [дел] обратившейся к добру женщины апостол предостерегает своих слушателей от возвращения в обречённое отечество, преступления которого они отвергли, уверовав, и призывает помнить, что они удаляются из него, в том числе и для [совершения] полезных дел. Ведь они сочетаются узами со святыми и удостаиваются общения со своим Искупителем. Он побуждает их также принимать вестников Иисуса, то есть охотно слушать проповедников евангельского слова. А когда узнают, что своими соплеменниками те изгнаны или даже приговорены к смерти, что часто и случалось, по свидетельству [книги] Деяний, то приняв от них спасительное для себя наставление, пусть отпускают их в мире [благовествовать] Господа Иисуса. Книга Деяний Апостолов повествует, что так некогда в Иерусалиме поступил Гамалиил, учитель блаженного апостола Павла, почитаемый всеми иудеями, а ныне заслуживающий особой хвалы во всей Христовой Церкви через бывшее откровение о мощах первомученика Стефана. Когда иудейский синедрион решил убить апостолов, он разрушил его намерения премудрым советом, а спасённых от иудейских козней апостолов отпустил невредимыми благовествовать Иисуса (см. Деян. 5:33–42).

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Лопухин А.П.

Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем

Для еще более наглядного доказательства всеобщности того закона в Царстве Божием, по которому оправдание совершается длительным процессом взаимоотношения веры и добрых дел, св. Апостол приводит новый пример: язычница блудница Раав некогда проявила великую веру в истинного Бога Израилева и доказала эту веру на деле - сокрытием в своем доме и заботливым руководством соглядатаев еврейских (Нав гл. II), и за это получила и временное помилование (Нав 6:16, 24), и вечное оправдание, и спасение. Следовательно, таков общий закон - оправдание в Царстве Божием на земле.