Толкования на Иак. 3:3

Прп. Никодим Святогорец

Ст. 3-4 Се[40] (бо и) конем узды во уста влагаем, да повинуются нам, и все тело их обращаем; се, и корабли велицы суще и от жестоких ветров заточаеми, обращаются малым кормилцем, аможе стремление правящаго хощет

Здесь подтверждает великий брат Господень, по Феофилакту и Икумению, то же, что сказал выше, что обуздывающий свой язык, силен обуздать и всё тело. Уверяет же это на примере узды бессловесных и корабельного кормила. Вот, говорит, как мы люди изобрели узду и вложили её в уста коней, чтобы управлять их телами так, как нам надо. Подобно и кормило, изобретя его, мы устанавливаем его позади кораблей, и такой малой вещью направляем большой корабль, куда нам надо. Так, говорит, и ты христианин, если положишь узду и кормило своему языку, и не оставишь его говорить неподобающее, можешь обуздать и всё своё тело, чтобы не оставлять ему, делать его злую волю, потому что от лукавых слов переходит человек и к лукавым делам, и слова есть пути к делам, по Златоусту. И Демокрит сказал, что слово есть тень дела. Митрофан же Смирнский говорит, что брат Божий приводя здесь в пример христианину, сначала совершенных мужей, не согрешающих в слове, затем узды коней и кормила кораблей, как бы говорит ему: о, христианин, ты который не совершен, имей как пример для себя, мужей совершенных, которые обуздали язык; взирая же на них и подражая им, освобождай себя от всякого прегрешения происходящего от языка. Если же ты говоришь, что не можешь подражать им как высочайшим тебя, хотя бы подражай бездушным низшим вещам, поскольку имеешь разум. И как конь, имеющий узду в устах, слушается и перемещает всё тело, куда хочет всадник, подобно и корабль, который может взять тысячи грузов, имея кормило, движется и поворачивает по воле корабельщика, так и ты, положи своему языку узду – разумное рассуждение, и таким образом остановишь его от бесчинных движений, так, чтобы он никогда не говорил пустословия и суесловия, или высокоречивых и самохвальных слов, или поношения и насмешек на ближнего, или укоров и осуждения, или лжи и клятвы, или иных каких греховных слов. Храни, брат мой, говорит святой Феофилакт, храни язык свой как зеницу ока, потому что язык твой, есть царский конь, и если оденешь на него узду, и научишь ходить послушно и не претыкаться, тогда воссядет на него и почиет на нём Царь, т.е. Бог. Если же оставишь его необузданным и творящим бесчинства, то всадником на нём будет дьявол.


[40] В одних списках стоит слово «се», в других же «виждь» или «посмотри». Здесь Иаков распологает слова в своеобразном порядке, по Феофилакту и Икумению, эту фразу надо сочетать в таком порядке: «влага- ем удила в рот коням».

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Се бо и конем узды во уста влагаем, да повинуются нам, и все тело их обращаем

Упомянутая возможность обуздать все тело подтверждается примерами: удилами на конях, рулями на кораблях. Се поставлено вместо «посмотри». Конем узды нужно сочетать в таком порядке: «влагаем удила в рот коням». Без такого сочетания слов речь не будет иметь смысла. Посмотри: мы полагаем узду на коней, а корабли небольшим рулем, как и коней небольшой уздой, направляем, куда хотим. Так и язык должно управлять здравым разумом, хотя он бывает миром неправды в употреблении черни. Ибо миром называет здесь апостол множество.

Или: хотя язык есть украшение естества человеческого, ибо мы посредством него сообщаем друг другу свои мысли (в таком значении некоторые желают понимать слово «мир»), но он в употреблении простого народа несправедлив, оскверняет все тело и воспаляет весь круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Однако не трудно заставить его двигаться благословно и так, как пожелает распоряжающийся им. Ибо если всякое естество зверей, пресмыкающихся, птиц и морских животных укрощено и укрощается естеством человеческим, то я не могу сказать, что язык есть неудержимое зло, что он полон смертоносного яда и что никто из людей не может укротить его, ибо если язык неукротим и не направляется ни к чему доброму, то как мы им благословляем Бога и Отца и им проклинаем человеков? Вот он направляется по воле пользующегося. Но сему, братия мои, не должно быть так. Ибо если мы им благословляем, то не стыдно ли нам проклинать человеков, сотворенных по подобию Божию? Несправедливо из одних и тех же уст выходить благословению и проклятию. Итак, сохраняй язык паче зеницы ока! Язык есть царский конь. Если ты наложишь на него узду и научишь его ходить равномерно, то царь спокойно будет сидеть на нем; если же пустишь его бежать и скакать без узды, то он сделается колесницей диавола.

Блаж. Августин

Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их

Обратите внимание на сравнение с теми животными, которых мы укрощаем. Конь не укрощает себя сам, так и человек сам себя не укрощает. Но, чтобы укротить коня, требуется человек. Значит, чтобы укротить человека, нужен Бог.

Проповеди.

Беда Достопочтенный

Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их

Если мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их, то сколь же более подобает нам вложить удила повиновения в собственный рот, чтобы повиноваться нашему Создателю и, обуздывая язык, повернуть на путь добродетели?

О семи Кафолических посланиях.


Послушай другое. Насколько больше следует нам самим себе влагать в уста удила сдержанности для повиновения нашему Создателю, коль скоро мы стремимся хранением языка обрести праведность дел? Если мы прочтём этот стих так, как его содержат некоторые кодексы: а как мы влагаем удила в рот коням, затруднения не возникнет, потому что к нему примыкает сказанное далее: так и язык – небольшой член и т.д.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Лопухин А.П.

Ст. 3-4 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий

Апостол здесь употребляет два образных сравнения, чрезвычайно метко выражающих ту мысль (высказанную апостолом во второй половине ст. 2-го), что обуздывающий язык свой может обуздать и все свое тело, все свое существо. «Упомянутая возможность подтверждается двумя примерами… Посмотри: мы налагаем узду на коней, и корабли небольшим рулем, как и коней небольшою уздою, направляем, куда хотим. Так и язык должно управлять здравым разумом, хотя он бывает миром (kosmoV) неправды, в употреблении черни. Ибо миром называет здесь Апостол множество» (блаж. Феофил.). Почему же обуздание языка имеет столь существенно-важное центральное значение в нравственной жизни человека? «Конечно, потому, что язык, как орган слова, участвует в облечении в сознательные образы грехов и пороков всех членов человеческого тела. Мы мыслим словами. Божий грех, восходя на мысль, непременно облекается в образ слов, которые суть произведения языка… Язык человека, поэтому, есть как бы седалище всех пороков, нуждающихся прежде своего осуществления в облечении в образы слов» (еп. Георгий).