Толкования на Иак. 3:11

Прп. Никодим Святогорец

Ст. 11-12 Еда ли источник от единаго устия источает сладкое и горькое? Еда может, братие моя, смоковница маслины творити, или виноградная лоза смоквы? такожде ни един источник слану и сладку творит воду

Подобием бездушного источника, и бесчувственных деревьев, требует святой Иаков, по святому Митрофану, чтобы был исправлен необузданный и поношающий язык. Сказано, что из одного и того же источника, никогда не вытекают два вида воды, т.е. сладкая и горькая, они несовместны друг с другом, и поэтому не могут естественным способом соединяться. Подобно и смоковница не может приносить маслины, и лоза не плодоносит смоквами. Каждое дерево приносит свои плоды. Далее, как бы делает вывод вышесказанного и говорит, что никакой источник не может источать из одного устья воду солёную и сладкую. Источник - это сердце человека из которого источается произносительное слово, а расщелина, из которой он бурлит, это уста, изливающие произносительное слово, которое источает сердце. Такой смысл этого изречения. Если никакой чувственный источник, не источает из одного устья воду сладкую и горькую, ни смоковница не приносит маслины, ни лоза смоквы, то явно, что одно сердце человека, этот умный источник слова, а также одни и те же уста, которые есть устье сердца, не могут естественным способом, произносить противоположные слова т.е. благословение и проклятие, похвалу и осуждение. Но тогда только произносится подобное, когда сердце изменяется по произволению ко злу, и быв кротким и мирным, благословляющим и ублажающим братию, становится диким и мятежным от противоестественного гнева. И так уже рождает и источает проклятия и осуждения против братии. Как сказал о таких, через пророка Осию, Бог всяческих: «Разделиша сердца своя, ныне погибнут» (Ос. 10:2).

Не подобает, говорит, быть таким вещам, в вас христиане. Дабы не оказаться вам хуже бездушных и бесчувственных творений. Потому что, те хранят естественные законы природы, не принимая ничего противоестественного. Вы же, разумные люди, по вашей невнимательности приносите противоестественные плоды, и сладчайший источник сердца, по свободному произволению, прилагаете в горчайший, гневаясь и делая укоры и досаждения братьям вашим. Тем показываете самих себя чем то другим, и более того, этим действием разделяетесь и не являете уже того, что должно быть по естеству. Поэтому и великий Павел таковых сравнил с гробами и с ядом аспидов, говоря «Гроб отверст гортань их, языки своими льщаху; яд аспидов под устнами их; ихже уста клятвы и горести полна суть. Скоры ноги их пролияти кровь; сокрушение и озлобление на путех их, и пути мирнаго не познаша. Несть страха Божия пред очима их» (Рим. 3:13-18).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода

См. Толкование на Иак. 3:9

Иларий Арелатский

Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода

Источник этот - сердце человека. Ручеек же - слово. Отверстие, безусловно, уста человека. Сладкая же вода - здравое учение. Горькая же вода - никуда не годное учение.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Беда Достопочтенный

Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода

Как не могут из одного отверстия источника течь одновременно и сладкая, и горькая вода, но если смешаются они в одной емкости, то сладкую воду горькая сделает горькой, сладкая же горькую сделать сладкой не сумеет. Не могут из одних уст исходить благословение и проклятие, но всякий, молящийся Богу, проповедующий Его слово и не прекращающий при этом злословить людей, показывает, что сладость его благословения поглощена горечью злословия. Из-за капли закваски закисает все тесто, и не бывает прекрасной хвала, исходящая из уст грешника.

О семи Кафолических посланиях.


См. Толкование на Иак. 3:9

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Лопухин А.П.

Ст. 11-12 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду

Желая тверже запечатлеть в умах читателей высказанную (ст. 10) мысль о неестественности употребления языка для проклятия, между тем как он предназначен для благословения, св. Апостол здесь, ст. 11-12, на примерах - источников, изводящих лишь одного рода воду (горькую, сладкую, соленую) и разных плодовых деревьев - смоковницы, маслины, виноградной лозы, неизменно дающих плоды по роду своему, показывает всю ненормальность, всю, так сказать, противоестественность упомянутого действования языком. Таким образом, человек, проклинавший ближнего своего, созданного по образу Божию, не может искренно и богоугодно прославлять Бога; его прославление Бога может быть лишь неистинным, показным, фарисейским.